журнал стратегия

#журнал стратегия

Большинство крупнейших российских компаний вовлечены в «зеленые» проекты

Авторский коллектив Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ представил проект «Результаты исследования практики ESG-трансформации российских компаний». Согласно этим данным, более половины отечественных холдингов и предприятий вовлечены в зеленые проекты: в том числе, по разработке экологически чистых продуктов (31%) и во внедрение моделей экономики замкнутого цикла (28%).

Аббревиатура ESG известна с 2004 года, когда генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил бизнесменам включить ее в свои стратегии. Это инновационный способ ведения бизнеса, который строится на ответственном отношении к окружающей среде (E – environment), высокой социальной ответственности (S – social), высоком качестве корпоративного управления (G – governance).

О приверженности принципам устойчивого развития заявляют сегодня все больше компаний в России. Слов о ESG-мышлении, культуре и прагматизме произнесено немало, а что меняется на практике? Ответ на этот вопрос и попытались дать авторы исследования, где более четверти (26%) респондентов представляли компании энергетического сектора, еще 20% являлись представителями добывающих компаний. Примерно по 9% пришлось на долю представителей финансового сектора и обрабатывающих производств.

 

Реальный сектор зеленеет

В результате выяснилось, что подавляющее большинство из 55 крупнейших российских компаний, опрошенных учеными в марте – июне 2022 года, реализуют меры по энергосбережению. Более половины вовлечены в зеленые проекты: в том числе, осуществляют разработку экологически чистых продуктов (31%), а также занимаются внедрением моделей экономики замкнутого цикла (28%).

Только 9% руководителей считают, что ESG-тематика не повлияет на их компанию в ближайшие три года. Однако мнения о глубине такого влияния разделились – половина опрошенных оценивают влияние повестки как существенное, в то время как 41% придерживаются обратной точки зрения.

«Результаты исследования подкрепляют нашу гипотезу о том, что предложения „тушить свет“ и „выходить“ из ESG-повестки не имеют сколько-нибудь значимых оснований. Ведь для России следование ESG-повестке определялось и будет определяться рядом мотивов. А именно: собственными ценностями и направлениями развития, интересами международной экономической кооперации и политическими мотивами», — отметил один из авторов исследования, заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский. По его словам, «новая ситуация частично меняет соотношение мотивов, но не устраняет их». Первый мотив — ценности и интересы собственного развития для России — при всех обстоятельствах остается главным.

Один из блоков исследования касался мотивов перехода предприятий к «зеленой» концепции развития. Более 70% респондентов указали внешнее давление со стороны государства, крупных заказчиков и бизнес-партнеров, прежде всего западных, в качестве основной причины ESG-трансформации. 35% чувствуют давление со стороны потребителей. Для значимой части респондентов (54%) ESG-трансформация носит органичный характер и вызвана такими внутренними факторами как потребность в модернизации или снижение операционных расходов.

«Исследование показало, что для половины участников интервью ESG-трансформация продиктована потребностями производства, а не предложениями служб по работе с общественностью по улучшению имиджа компании, хотя отрицать значимость такого мотива тоже не стоит. Ключевой вывод – ESG-повестка не потеряет свой актуальности для нашей страны», – комментирует Константин Головщинский. 

 

Главный драйвер перемен – укрепление репутации на рынке  

Только 2% компаний полностью пересмотрели свои ESG-планы в марте-июне 2022 года в связи с нынешней геополитической обстановкой. Почти половина (48%) респондентов заявили, что ESG-планы их компаний не менялись. Еще половина компаний внесли в планы устойчивого развития небольшие корректировки (34%) или частично их пересмотрели (16%). Таким образом, ESG-повестка по-прежнему не теряет своей актуальности в крупнейших компаниях России.

Большинство опрошенных уже имеют опыт подготовки нефинансовой отчетности. В рамках исследования была осуществлена попытка оценить трудозатраты на подготовку ESG-отчетов. Компании, которые смогли оценить такие трудозатраты, чаще всего отмечали, что непосредственно над подготовкой отчета работает 1 – 2 человека, но в самом процессе сбора информации участвует несколько подразделений компании.

Ориентировочная оценка трудозатрат компаний на подготовку ESG-отчета (на основании ответов респондентов) составляет 22 человеко-месяца в год.

Таким образом, несмотря на особенности текущей ситуации, половина компаний считает, что ESG-повестка продолжит существенно влиять на них в ближайшие 3 года, и только 9% – что никак не повлияет.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

TikTok собирается запустить конкурента Instagram*

 

#, , ,
экономика и бизнес

Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии

 

#, , , ,