Экологию в дорогу
Темп поступательного развития экономики способствует непрерывному росту уровня автомобилизации. Следствием этого является тот факт, что вклад автомобилей в загрязнение экологии во многих регионах уже превысил долю негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий. О текущих тенденциях в области минимизации воздействия выхлопных газов и развитии электротранспорта в интервью Журналу Стратегия рассказал Председатель Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ Андрей Евгеньевич Панков.
Андрей Евгеньевич, на сегодняшний день каков вклад автотранспорта в загрязнение окружающей среды?
Какие меры борьбы с воздействием автомобильных выхлопов на экологию уже существуют?
В Москве активно разрабатывается программа замены муниципального транспорта на более экологически чистые виды автобусов, и мы рассчитываем, что в ближайшее время этот проект перейдет на стадию практической реализации.
Насколько эффективно ограничение использования индивидуальных автомобилей наряду с развитием общественного транспорта?
По исследованию, проведенному Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), для перевозки 50 тысяч пассажиров в течение одного часа личным транспортом нужна дорога шириной в 175 метров, автобусами – ширина дороги составит уже 35 метров, а при перевозке рельсовым транспортом нужна дорога шириной всего в 9 метров.
В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах: Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других, так и в новых «зеленых столицах» Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), проводятся меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Мы, как Подкомитет по стратегическим инновациям в автомобилестроении ТПП РФ, предлагаем властям субъектов Российской Федерации в контексте развития электротранспорта разрешить ездить электромобилям по выделенным полосам для общественного транспорта, как это сделано, например, в Норвегии. Это позволит не отказываться от личного транспорта, в то же время сократить количество выбросов СО2.
Может ли экологическое топливо стать конкурентом бензину на российском рынке ?
Все виды топлива еще долго время будут сосуществовать. Однако стоит задуматься о том, что углеводородное топливо имеет конечный ресурс. Именно поэтому автомобильные концерны уже сегодня начали разработки и производство автомобилей, как для личного, так и общественного использования на альтернативных видах топлива – от электрического до водорода и биотоплива.
Каковы перспективы электротранспорта как альтернативы транспорту с двигателем внутреннего сгорания? С какими проблемами связано его развитие?
На пути развития рынка электротранспорта можно выделить три проблемы: развитие зарядной инфраструктуры, цена и общественное сознание, точнее психология потребителя.
Во многих странах мира, где социальная ответственность достаточно высока, люди пересаживаются на электротранспорт, заботясь о будущем своих детей.
Что касается цены и развития зарядной инфраструктуры, они во многом зависят от государственной поддержки. Так, во многих странах ЕС, в США и в Японии приняты государственные программы по развитию рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Правительство Германии выделило 1 млрд. евро в Федеральный научный фонд на исследования в области производства электромобилей. Правительство ФРГ предполагает стимулировать продажи, в частности с помощью налоговых льгот. Владельцы автомобилей с электроприводом (купивших электромобиль до 31 декабря 2015 года) будут освобождены от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет.
В России развитие зарядной инфраструктуры – один из ключевых факторов развития рынка электротранспорта. Об это свидетельствует опрос автовладельцев, который провел Подкомитет по стратегическим инновациям в автомобилестроении в рамках Московского международного автосалона 2012. Согласно исследованиям, 90,2 % опрошенных готовы пересесть на электромобили при условии наличия зарядной инфраструктуры и снижении цены на электрокары.
Старт развитию заправочной инфраструктуры для электротранспорта в России был дан еще в феврале 2012 года открытием первой очереди сети зарядных станций для электромобилей в рамках реализации пилотного проекта «МОЭСК-EV». В мае 2012 года заработали станции экспресс-зарядки постоянного тока стандарта CHAdeMO, позволяющей зарядить электромобиль за 15-20 минут.
Какие госпрограммы планируется реализовать для поддержки развития электротранспорта?
В настоящее время в рамках деятельности Подкомитета ведется разработка необходимых для этого сегмента рынка систем и процедур, выстраивание конструктивного взаимодействия с органами государственной власти, выработка рекомендаций по изменению законодательства, что, в свою очередь, будет способствовать скорейшему становлению цивилизованного рынка электротранспорта в России.
Каких результатов планируется достигнуть по итогам реализации данных госпрограмм?
По нашим прогнозам, к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 10% от общего числа автомобилей в мире. Появится единый стандарт зарядных устройств, и самое главное изменится психология потребителей – электромобиль и способ его зарядки станут привычными реалиями среды.
Если говорить о стоимости электромобилей, то цена на них будет постоянно снижаться. В первую очередь, это будет связано со снижением себестоимости производства батареи – самого дорогого элемента в электромобиле, что, в свою очередь, будет обусловлено расширением производства.
Я считаю, что через 8 лет цена электромобиля снизится до стоимости автомобиля с ДВС в аналогичном классе.
Я уверен, что в ближайшее время в России будут внедряться меры господдержки по примеру развитых стран – в этом направлении мы ведем постоянный диалог с органами государственной власти. Что касается инфраструктуры, то, учитывая сегодняшнюю динамику роста сети зарядных станций для электротранспорта, выход на рынок большего количества игроков и рост инвестиций в эту сферу, к 2020 году полноценная сеть зарядных станций появится в масштабах всей страны.
Какие методы стимулирования для массового внедрения электротранспорта существуют в России?
На данный момент главным стимулом использования электротранспорта являются его преимущества перед автомобилями с ДВС.
Во-первых, ноль выбросов в атмосферу, а вопросы экологии во всем мире выходят сегодня на первый план.
Во-вторых, «шумовое загрязнение», еще одна болезнь мегаполисов, показатели которого в значительно степени снизятся за счет бесшумного движения электротранспорта.
В-третьих, автомобиль с электрическим двигателем практически не требует затрат на обслуживание, так как у него нет элементов, требующих дорогостоящего ремонта, как у автомобиля с ДВС. Он значительно проще: батарея, электромотор и корпус с 4 колесами. ДВС, по сравнению с электромобилем, это шедевр инженерного мастерства, который требует тяжелого и длительного ухода на протяжении жизни. В случае с электромобилем необходима проверка состояния батарей и тормозных колодок. Все просто.
Проблема энергоэффективности. Как предполагается решать вопрос эффективного симбиоза транспортной и энергетической систем?
Сегодня открылись новые технологические возможности для решения этой проблемы, например, в симбиозе энергетики с другими отраслями. Одной из них стала автомобильная отрасль, и не просто автомобильная, а самое ее инновационное направление – электротранспорт. Один из необходимых элементов, внедряемых в Smart Grid, – накопители энергии, способные забирать энергию ночью и выдавать ее днем, выравнивая, таким образом, перепады нагрузок на сети. Но при этом энергетики считают, что ту же самую функцию – увеличение ночного потребления электроэнергии – могут выполнять электромобили, которые заряжаются от обычных розеток в ночное время суток.
Сейчас в России наблюдаются самые большие потери при передаче энергии – 14% от общего объема – введение системы «умных сетей» позволит уменьшить потери электроэнергии на 25% и, таким образом, сэкономить порядка 35 млрд. кВт∙ч в год . В деньгах экономия составит более 50 млрд. руб.
В России энергоэффективность и бережное отношение к ресурсам, решение экологических проблем так же объявлены приоритетом государственной политики. Правительству дано поручение разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены муниципального автотранспорта электромобилями и гибридами, а также создать условия для расширения сети заправок автомобильного транспорта, работающего на альтернативном топливе.
В прошлом году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев обозначил построение «умных сетей» как одно из 5 магистральных направлений развития нашей энергетики.
мероприятий