Эксперты ВШЭ оценили результаты импортозамещения в России и его перспективы
Россия проводит политику импортозамещения уже 15 лет и смогла сократить долю импорта по многим позициям. В последние годы использование импорта в промышленном комплексе России не превышало 40%. Это ниже, чем у Канады, Нидерландов, Польши, Австралии, Германии, Саудовской Аравии и других крупных экономик, и примерно на одном уровне с США и Индией.
При этом зависимость от импорта в отдельных секторах отечественной экономики все еще остается критической. В условиях санкционного давления политика импортозамещения должна учитывать необходимость обеспечения технологического суверенитета при сохранении открытости экономики и переориентации на рынки дружественных стран, подчеркивают эксперты.
Высшая школа экономики при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ подготовила аналитический доклад «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра». Авторы исследования определяют импортозамещение как «выращивание отечественных производств, способных полностью или частично заменить импортные товары российской продукцией, что сопровождается изменением товарной структуры импорта».
«Импорт не негативный фактор. Экономическое развитие, как правило, тесно связано с интеграцией в мирохозяйственные связи», — поясняет директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, руководитель авторской группы исследования Юрий Симачев. По данным исследования, промышленный комплекс России зависит от импорта менее чем на 40%, что примерно в 2 раза ниже, чем в Венгрии, Словакии, Словении и странах Прибалтики. В Германии импорт составляет 50%, а в США и Индии сопоставим с российским.
В докладе отмечается, что в большинстве отраслей российской экономики за последние годы произошел рост обеспеченности отечественной продукцией, наиболее существенный — в машиностроении для пищевой промышленности, сельскохозяйственном и тяжелом машиностроении.
Больше всего уровень обеспеченности российской продукцией — в промышленности стройматериалов (96%), транспортном машиностроении (92%) и в черной металлургии (90%). Меньше всего — в станкоинструментальной промышленности (24%), фармацевтической промышленности (35%) и в индустрии детских товаров (31%).
Мало кто верил, что после ухода в прошлом году иностранных автокомпаний российские автопроизводители смогут быстро оправиться. Но, например, «КАМАЗ» сразу пообещал, что наладит выпуск грузовиков пятого поколения и без партнеров из недружественных стран. И вот в феврале этого года собрали первый обновленный магистральный тягач серии К5 (КАМАЗ-54901) с улучшенными техническими характеристиками.
Еще до санкционного цунами 2022 года в России постоянно росло производство бытовой техники. С 2017 по 2021 год оно выросло в 1,7 раза. «Благодаря развитию и локализации производства отрасль была во многом защищена от санкций, связанных с уходом западных производителей», — отмечает заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, соруководитель авторской группы Михаил Кузык.
Эксперты сообщают, что уровень использования импорта в экономике, отдельных отраслях лишь косвенно позволяет судить о реальной импортозависимости. Высокий уровень импорта может не составлять проблем, если это импорт с низкими рисками.
Политика импортозамещения в новых условиях «должна быть направлена на достижение структурных эффектов, а не на “фронтальное” импортозамещение по всем направлениям». Ее также необходимо балансировать так, чтобы решались задачи обеспечения и устойчивости экономики, и технологического суверенитета. Универсальной политики для всех отраслей не существует, «требуются многомерные, разнесенные во времени решения с маневрированием в пространстве следующих ресурсов: производственные мощности, человеческий капитал, НИОКР», — резюмирует Юрий Симачев.
Подробнее на сайте.
Фото: KAMAZ
мероприятий