журнал стратегия

#журнал стратегия

Экспорт россий­ской

сельхоз­продукции впервые превысил импорт

В коронакризисный 2020 год отечественные сельхозпроизводители продемонстрировали впечатляющие показатели, в результате чего экспорт продукции впервые в новой истории страны превысил импорт.

Рост сразу на 20%

В прошлом году сельхозпроизводители собрали отличный урожай, который дал возможность не только насытить внутренний рынок, но и увеличить поставки за границу. Напротив, другие страны из-за пандемии не смогли своими силами обеспечить необходимые запасы продовольствия, поэтому были вынуждены закупать продукты за рубежом.

В 2020-м РФ отправила за границу 79 млн тонн продукции АПК стоимостью $30,7 млрд, что на $5 млрд, или на 20% больше показателя 2019 года. В результате экспорт достиг рекордной величины, побив и максимум 2018 года ($25,8 млрд). Такую статистику приводит Федеральный центр «Агроэкспорт» при Минсельхозе РФ.

Специалисты центра отмечают, что рост показали все ключевые группы товаров, кроме рыбы и морепродуктов, где вследствие падения цен из-за пандемии коронавируса стоимость экспорта уменьшилась на 2,1%. Между тем отгрузки зерна в денежном выражении выросли на 29%, масложировой продукции — на 22%, мяса — на 49%, молочных продуктов — на 11%. Поставки продукции пищевой и перерабатывающей промышленности продемонстрировали рост на 13%.

По данным ФТС, в прошедшем году наши аграрии отправляли продукцию в более чем 150 стран. Основным же экспортным направлением снова оказался Китай. За прошлый год в КНР ввезено 4,8 млн тонн продовольственных товаров стоимостью $4,02 млрд — на 26% больше уровня 2019-го.

Турция, увеличившая импорт на 26% — до $3,1 млрд, занимает второе место в рейтинге. Третью позицию в списке сохранил Казахстан, нарастивший импорт на 12% — до $2,1 млрд.

Мясо — в Китай и Вьетнам

Экспорт мясной продукции в прошлом году показал самый высокий темп роста среди основных категорий продовольственных товаров. За 12 месяцев физический объем увеличился на 53% и составил 525 тысяч тонн.

В денежном эквиваленте поставки мяса потянули на $887 млн, что на 49% выше аналогичного показателя 2019 года. Экспорт мяса птицы увеличился на 40%, до 296 тысяч тонн в физическом выражении и на 31%, до $429 млн в финансовой плоскости. Свинины экспортировано более 200 тысяч тонн (+87%) на сумму $336 млн (+91%), говядины — 16 тысяч тонн (в 2,7 раза больше) стоимостью $88 млн (в 3,1 раза больше).

Наивысший интерес к мясной продукции проявил Китай. Поставки мяса птицы в эту страну, начавшиеся в феврале 2019-го, по итогам 2020 года выросли в 2,3 раза до 146 тысяч тонн на сумму $265 млн (в 1,8 раза больше). В прошлом году доступ на этот рынок получили российские экспортеры говядины, которые в итоге отправили 8,7 тысячи тонн на $48 млн, или более 50% всего российского экспорта мяса КРС.

Следом с долей 16% расположился Вьетнам. В конце 2019 года рынок открылся для поставок свинины, благодаря чему за прошлый год экспорт мяса во Вьетнам вырос вдвое, до 73 тысяч тонн в физическом выражении и в 4,4 раза, до $140 млн в финансовом. Около 94% этого объема пришлось на свинину.

Тройку лидеров замыкает Украина с долей 12%, за год в соседнее государство было доставлено 79 тысяч тонн мяса (+6,8%) стоимостью $108 млн (+4,2%). 62% денежного объема составила свинина, 36% — мясо птицы.

Импорт сократился на 2%

По итогам минувшего года объем импорта продовольственной и сельскохозяйственной продукции в РФ составил $29,7 млрд, что на 2% ниже, чем в 2019 году. Доля импорта продовольственных товаров и сырья составила 12,8% от общего количества ввозимых товаров.

Самым крупным поставщиком продовольственных и сельхозтоваров стала Беларусь, доля которой в импорте составляет 14,1%. Далее идет Турция — 5,4%. Третью позицию делят Китай и Бразилия — по 4,7%.

Наибольшая доля в структуре импорта приходится на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности и прочие товары АПК — около 29% на каждый сегмент. К прочей продукции относятся фрукты — бананы, цитрусовые, яблоки.

Доля молочной продукции составляет 23%. В свою очередь импорт мяса существенно упал, а закупки свинины почти полностью были остановлены. Тем временем ввоз молочной продукции, напротив, ежегодно растет. Поставки сыра и творога выросли на 12,4%, сливочного масла — на 11%.

Лидеры агросектора

Компания «Открытие Брокер», представившая свой аналитический отчет, рекомендует присмотреться к следующим лидерам отрасли, акции которых торгуются на Московской бирже.

ПАО «РУСАГРО» (AGRO) — один из ведущих агрохолдингов России, лидер в производстве сахара, подсолнечного масла, свинины. Группа осуществляет поставки в 35 стран мира и имеет четвертый по площади земельный банк в России. В прошлом году чистая прибыль компании выросла в 2,5 раза по сравнению с результатами 2019 года, выручка увеличилась на 15%, однако объем продаж в некоторых сегментах заметно сократился. Рост выручки произошел во всех сегментах, на что повлиял рост цен на сельскохозяйственные культуры, масложировую продукцию и свинину. Однако выручка от поставок сахара упала из-за низкого урожая сахарной свеклы. В этом году «РУСАГРО» продолжит осваивать новые производственные площади и каналы сбыта продукции. Группа собирается продолжить наращивание объемов продаж мясной продукции на ключевых экспортных рынках, в частности во Вьетнаме.

ПАО «Группа «Черкизово» (GCHE) — один из крупнейших производителей мясной продукции и полуфабрикатов, имеющий вертикально интегрированную структуру. Компания занимается производством мяса птицы, свинины, а также растениеводством. Свою продукцию «Черкизово» отправляет в Китай, страны Ближнего и Дальнего Востока, Африки и СНГ. Специально для экспорта в мусульманские страны группа разработала ассортимент халяльной продукции. По итогам 2020 года холдинг увеличил как объем продаж, так и финансовые показатели. Чистая прибыль выросла более чем в два раза, а выручка — на 7,2% по сравнению с показателями 2019 года.

ПАО «ФосАгро» (PHOR) — один из мировых лидеров по производству минеральных удобрений, который имеет вертикально интегрированную структуру. Поставляет удобрения в страны Европы, Южной Америки, Африки и в Индию. В минувшем году предприятие увеличило производство удобрений на 5% и нарастило экспорт продукции. Выручка группы выросла на 2,3%. Из-за возросшего интереса со стороны сельхозпроизводителей спрос на удобрения продолжает увеличиваться. В начале этого года цены на удобрения, как и на сельхозпродукцию, продолжают рост.

ПАО «Акрон» (AKRN) также один из лидеров отрасли производителей минеральных удобрений. В минувшем году группа экспортировала удобрения в 74 страны. По итогам минувшего года объемы продаж «Акрона» увеличились на 3%, выручка — на 4%. В перспективе рынок удобрений ожидают благоприятные времена.

Прогнозы на год

Аналитики отмечают, что экспорт сельскохозяйственной и продовольственной продукции России в нынешнем году будет зависеть от мировых цен, валютного курса, урожая, а также от уровня спроса и предложения на мировом рынке.

В секторе масложировой продукции имеется положительная тенденция для экспорта подсолнечного масла в Китай. КНР обычно приобретает масложировую продукцию у США и стран Южной Америки, в которых в текущем году наблюдается засушливая погода. Возможно, в этот раз Китаю придется сделать больший акцент на товары российских аграриев.

Также хорошие перспективы и у производителей мясной продукции, которые продолжают наращивать объемы производства свинины, говядины и мяса птицы. За счет слабой российской валюты экспортные цены на мясо становятся все более привлекательными.

Мнение эксперта

Дмитрий Топычканов, управляющий акционер ГК «АКИГ», руководитель сельскохозяйственного направления группы компаний:

— Исходя из статистики за 2019–2020 годы, действительно, крупные агрокорпорации России увеличили экспорт в разы относительно прошлых лет. С нашей точки зрения, ключевым моментом является курс рубля, из-за которого продукция российского производителя выигрывает относительно конкурентов с сильными валютами, хотя не надо забывать про страны Латинской Америки, которые до сих пор остаются ключевыми игроками на рынке мясной продукции.

Тем не менее данный факт очень косвенно отражается на малых и средних российских сельхозпроизводителях, так как для экспорта необходим несравнимо больший объем производства. Данные задачи можно решать, и они решаются, когда гиганты выкупают сырье у малых и средних предприятий, его первично перерабатывают и далее осуществляют экспорт, тем самым включая в цепочку первичное производственное звено.

Но все-таки для развития малых и средних форм крестьянских (фермерских) хозяйств основные силы необходимо бросить на реализацию продукции для внутреннего потребления, так как это позволит сделать качественную конкурентную среду и, соответственно, натуральный продукт для реализации населению. В том числе это касается скоропортящейся продукции, которая является наиболее качественным продуктом, напрямую влияющим на здоровье нации.

В данной ситуации государству в любом случае необходимо подключать те или иные инструменты государственной поддержки для создания конкурентной среды с импортерами, такими как, например, Беларусь, где низкое ценообразование как раз обусловлено субсидированием на всех этапах производства продукции и бюджетным финансированием большинства сельхозпроизводителей и их поддержкой в рамках Таможенного союза.

Наши крестьяне никак не могут похвастаться низкой себестоимостью своей продукции, учитывая систематическое повышение цен на топливо, колоссальные тарифы на электроэнергию, очень высокие затраты на ремонт техники (в данном случае курс рубля играет отрицательную роль) и транспортные затраты на доставку товаров до точек реализации (хотя данная задача как раз может решаться развитием малых форм хозяйствования на региональном уровне). При этом покупательская способность населения вследствие ковидных ограничений и, соответственно, снижения доходов очень сильно упала (до 50%), что видно из статистики продаж фермерской продукции как наших точек и магазинов, так и наших партнеров.

Подготовили Артем Реутов, Николай Алексеев

Фото: ГК «АКИГ»; Pixabay; Unsplash

28.06.2021
экономика и бизнес

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики назвали самые надежные банки в России

 

#, ,
экономика и бизнес

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики назвали самые надежные банки в России

 

#, ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий