ESG-проекты остаются востребованными в Сибири
В Новосибирске состоялась II Сибирская конференция по устойчивому развитию «ESG: современный инструмент в развитии регионов и общества». Чиновники, представители некоммерческих общественных организаций, финансовых компаний, вузов, а также собственники и руководители малого, среднего и крупного бизнеса обсудили, как внешние и внутренние вызовы повлияли на глобальную, национальную и региональную повестку устойчивого развития, какие проблемы сегодня вышли на первый план и возможные варианты их решения.
Курс на устойчивое развитие должен быть сохранен
Открывал конференцию председатель Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора», управляющий партнер «Альянс Консалтинг» в составе ГК АКИГ Александр Плакида. Темой его выступления стала национальная повестка в сфере устойчивого развития и ее актуальность в нынешнее время. Цели в области устойчивого развития (ЦУР) были утверждены ООН в 2015 году, и сегодня по этой парадигме работает большинство компаний в развитых странах мира. Опираясь на цели в области устойчивого развития, бизнес, власть и общество способны решать глобальные задачи на благо конкретного региона: сохранение экосистем, адаптация к изменениям климата, борьба с бедностью, равный доступ к ресурсам, равные возможности и др.
— Есть глобальный центр SDG Index Score, которым руководит экономист Джеффри Сакс. Вот они ежегодно делают глобальную метрику именно в разрезе целей устойчивого развития. Индекс показывает, что в последние два года (это мы еще не берем 2022 год, так как он не закончился) продвижение к ЦУР не просто замедлилось, а стоит, мы достигли плато. Мы уже аккуратно говорим, что в 2022 году может и отрицательная динамика начаться. Вот такой грустный факт, — отметил Александр Плакида.
В связи с этим встает вопрос: действительно ли устойчивое развитие является актуальным для мировой повестки, может быть, пришла пора внести правки в стратегию?
— Мое мнение таково: естественно, устойчивое развитие или та концепция, которую много лет тому назад выбрали самые светлые головы нашей планеты, единственно возможная, правильная и верная. Повестка устойчивого развития одновременно тем и хороша, и сложна, что в ней квинтэссенция всех аспектов. Нужно взять на себя ответственность за факт загрязнения планеты и исправить это. Как говорится, в браке пара делает друг друга счастливее. Наша планета нам точно отдает все, чтобы сделать нас счастливее. К сожалению, с точностью до наоборот можно сказать о человечестве в целом по отношению к Земле, — добавил Александр Плакида.
Управляющий новосибирского отделения Сбера Николай Шилов в своем выступлении отметил, что многих из нас родители с детства неосознанно приучали к принципам ESG, хотя они и не были знакомы с этой аббревиатурой. В Сбере же данные принципы уже давно утверждены, и сейчас банк пытается вовлечь в это и своих клиентов. Так, действуют ESG-кредиты — это кредитные продукты, содержащие в своей структуре требования к улучшению (относительно текущих значений) нефинансовых условий.
— Мы, выдавая кредит юридическому лицу, говорим, что твоя процентная ставка или штрафная санкция будут зависеть от выполнения тех или иных обязательств. В качестве примера возьму из раздела G (Governance - управленческий фактор). Так, к примеру, заключая кредитный договор с новосибирской компанией, мы говорим, что вы должны обеспечить гендерное равенство в совете директоров, должны выполнить обеспечение политики по правам человека. Невыполнение этого требования влечет штрафные санкции либо увеличение процентной ставки, — рассказал Николай Шилов.
Региональная специфика и важность нефинансовой отчетности
Руководитель Проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития» Светлана Герасимова отметила, что сейчас идет серьезная пересборка повестки на всех уровнях.
— Это и международный уровень, и национальный, и региональный, который приобретает сейчас особое значение: что делают в регионах присутствия компании, принимают или не принимают ESG-стратегии руководители регионов. Следующий уровень — отраслевой, где тоже очень много вопросов и задач. Это и строительство, и зеленая электроэнергия, и легкая промышленность. Тут сейчас вырабатываются национальные стандарты и национальная сертификация, — сообщила Герасимова.
Советник генерального директора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Ольга Молчанова рассказала, как специфика региона отражается на реализации повестки устойчивого развития.
— Новосибирск всегда отличался своей перспективностью, своим видением того, в каком направлении развивается не только Сибирь и РФ, но и весь мир. Одним из первых проводников устойчивого развития в России и Сибири был академик Валентин Коптюг, который об этом говорил еще в середине 1990-х годов. И когда мы в 1999 году вырабатывали первую стратегию развития Новосибирска, то она тоже звучала как стратегия устойчивого развития города. Она была разработана на период до 2020 года. И можно посмотреть, какие параметры мы туда закладывали, почему мы это делали и чего достигли, — отметила она.
Про возможности нефинансовой отчетности подробно рассказала глава аналитического агентства DataPoint в составе ГК АКИГ Наталья Лось.
— Публикация нефинансовой отчетности в целом определяет уровень открытости компании в части реализации ЦУР. И такой тип отчетности формируется, безусловно, в привязке к актуальным направлениям госполитики и сейчас становится определенным вектором и трендом, — сказала эксперт.
Данный тип отчетности должен формироваться в привязке к актуальным направлениям государственной политики в области устойчивого развития, которые зафиксированы в ряде стратегических документов.
— Несмотря на снижение интереса зарубежных инвесторов к нефинансовой отчетности, со стороны иностранных инвесторов потребность в стандартизации подачи и оценки данных сохраняется. Важно повысить сопоставимость, прозрачность оценки и верификации данных, чтобы четче отслеживать тренды и общий прогресс, уходя от разобщенной и части имитационной реализации повестки в сторону единого целеполагания в теории и на практике, — подчеркнула Наталья Лось.
В публикациях нефинансовой отчетности заинтересованы все участники процесса — это и регуляторы, а именно государство, в том числе надомные органы, участники системы налогообложения, отраслевые и национальные институты и регуляторы, и общество, а именно профессиональные объединения, общественные движения, товарищества и кооперативы, и партнеры — инвесторы, акционеры, клиенты, поставщики, кредиторы, социальные партнеры.
Эксперт отметила, что нефинансовая отчетность еще не признана на государственном уровне, и это тоже является проблемой. Вопрос сейчас обсуждается на законодательном уровне, поскольку этот законопроект нуждается в проработке, потому что в нынешней своей версии он позволяет компаниям не раскрывать отчетность вообще.
— В прошлом году только 50 процентов крупных российских компаний публиковали нефинансовую отчетность. И лучше всего в рамках этой отчетности реализовался механизм корпоративного управления. При этом в меньшей степени прослеживаются подлинные данные об экологическом следе. Наблюдается в целом снижение числа публикаций докладов нефинансовой отчетности. Одна из причин — определенные риски для самих компаний, так как раскрытие этой информации вызывает повышенный интерес не только со стороны компаний-конкурентов, но и со стороны государства, — добавила Наталья Лось.
В рамках стратегической сессии «ESG — экология. Ответственное отношение к окружающей среде» спикеры обсудили, как регионы реализуют проекты климатической повестки, наиболее актуальные для Сибири экологические проблемы и практики их решения с участием власти, бизнеса и общественности.
Свои практики внедрения механизмов устойчивого развития озвучили представители крупных компаний. Они также рассказали, что может способствовать более активному участию бизнеса в ESG-проектах, и заявили о готовности делиться опытом и методиками с заинтересованными предпринимателями и органами власти, в том числе в виде законодательных инициатив.
Кейс-сессия «ESG — инвестиции бизнеса» была посвящена разбору практик устойчивого развития отечественных компаний, а также общественных организаций. Участники обсудили, как изменилось корпоративное волонтерство в нынешнем году, как бизнес сейчас понимает свою социальную ответственность и почему компании продолжают развивать это направление, несмотря на трудности с финансами.
Артем Реутов
Фото: Pexels; Pixabay