ESG жив, но его контекст меняется и усложняется
Минувший год для всех был тяжелым: бизнесу пришлось перестраивать многие производственные и внутрикорпоративные процессы. У многих компаний поддержка сотрудников и местных сообществ вышла на первый план под давлением новой геополитической реальности. Несмотря на очевидные преграды, повестка устойчивого развития не утратила своей актуальности. Бизнес, заинтересованный в достижении лучшего будущего для следующих поколений, продолжил работу по намеченным стратегиям и сохранил свою приверженность ЦУР. Какие проекты и инициативы сегодня лежат в плоскости интересов российского бизнеса, как человек меняет ДНК компании, как развивается структура управления сегодня, какие отечественные практики в области устойчивого развития можно назвать передовыми? Эти и другие темы обсудили участники пятого юбилейного Национального форума по устойчивому развитию, организатором которого вновь выступило деловое издание «Ведомости».
Фудшеринг vs НДС
Форум стартовал с сессии «ESG как философия ведения бизнеса: приоритеты, риски, соответствие».
Модератором выступил председатель Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» Александр Плакида, который поздравил «Ведомости» с юбилеем форума и отметил, что мероприятие всегда проходит на высочайшем уровне.
- Опираясь на данные статистики группы зарубежных экспертов под руководством известного экономиста Джеффри Сакса, он отметил, что реализация ЦУР согласно Стратегии-2030 в 2020-2021 годах застопорилась, фактически этот процесс вышел на плато. Модератор предложил экспертам подискутировать, что будет дальше: этот процесс в мире пойдет вверх, вниз или останется на месте. Тут мнения представителей бизнеса разделились, но большинство экспертов все-таки больше склоняются к пессимистическим прогнозам.
— У нас в стране в прошлом году финансирование проектов, связанных с ESG-тематикой, сократилось по известным причинам, — сказал председатель Комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Анатолий Аксаков. — Главный катализатор этого процесса — западный мир — перестал с нами взаимодействовать экономически и некоторые, видимо, посчитали, что не надо уделять внимание ESG-тематике, потому что уже нет смысла развивать это направление, ведь западные партнеры отошли от взаимодействия. Сокращение реально произошло и на этот год больше половины компаний предусматривали уменьшение и перегруппировку своей работы в этой области, но сейчас мы видим сигналы из Азии, что азиатские страны активно вовлечены в тематику ESG и надо подстраиваться под эту работу. Я уверен, что финансирование вопросов, связанных с ESG-тематикой, у нас будет нарастать в ближайшее время. По крайней мере те компании, которые ориентированы на азиатские рынки, те, которые занимаются экспортом и импортом продукции, они будут эту тему дальше развивать. И самое главное подходы государства, правительства, Центробанка в этом вопросе сохраняются: ESG-направление должно развиваться, нам нужно обеспечивать и экологическую чистоту, и социальные аспекты, реализовывать вопросы управления. Законы, которые регулируют эту тематику, у нас в большом объеме приняты. Требования возрастают после аварии на «Норильском Никеле», решения приняты самые жесткие, чтобы стимулировать предприятия по наведению порядка на производстве.
Также парламентарию был адресован вопрос по поводу корректировки законодательства в плане фудшеринга и НДС от вице-президента, директора по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Станислава Богданова.
Российский продуктовый ритейлер X5 Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») совместно с АНО «Фудшеринг» и банком еды «Русь» запустил в июле прошлого года пилотный проект по передаче нуждающимся пригодных к употреблению продуктов, срок годности которых истечет в течение 1-2 дней. С помощью волонтеров распределяются продукты питания подопечным фондов-партнеров.
Кроме того, товары растительного происхождения, но с уже истекшим сроком годности готовы брать фермеры на переработку для корма животных, однако сейчас это затруднительно из-за действующего законодательства.
— Возник вопрос в части НДС при передаче продуктов для нужд фудшеринга. НДС выплачивается, а при передаче товаров на утилизацию его восстанавливать не нужно. При этом мы понимаем, что данные изменения законодательства могли бы стимулировать присоединяться больше компаний к этой инициативе. Мы у себя готовы увеличить количество магазинов, которые участвуют в этом пилотном проекте, но есть соответствующие затраты, которые идут специально на отдельный бизнес-процесс, под это тратятся и человеческие ресурсы, но мы понимаем, что здесь есть и забота о нуждающихся гражданах, да и с точки зрения экологии будет лучше, если эти товары будут переданы. Также мы понимаем, что и со стороны законодателей могут быть опасения, чтобы не было злоупотреблений такими операциями. Здесь можно устанавливать различные рамки, в том числе, например, категории выделять, процент восстановления этого НДС от категории, есть и другие опции, которые помогут избежать двоякого толкования, — отметил представитель X5 Group.
Анатолий Аксаков поблагодарил X5 Group за активное и внимательное отношение к ESG-тематике и ответил, что по НДС «можно договориться и вполне возможно, что решение будет найдено». Что же касается второго вопроса по отходам, то тут бизнесу нужно четко сформировать свое предложение, и этой проблемой можно будет заниматься, по крайней мере, депутат Госдумы выразил готовность поднять на рассмотрение и этот вопрос.
Генеральный директор Национального альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов отметил, что этому предложению уже много лет и выразил сомнение, что что-то изменится, так как Минфин боится, что эти продукты с истекающим сроком годности тут же появятся на рынке. Поэтому надо найти аргументы и убедить Минфин, что эти товары попадут к нуждающимся, а не к дельцам.
Александр Плакида привел яркий пример Вавилонской башни, которая так и не была построена из-за того, что люди говорили на разных языках.
— Реализация повестки устойчивого развития — дело не менее, а скорее и более масштабное. И вот если мы все-таки научимся говорить на одном языке, тогда у нас есть шансы успешно эту задачу реализовать. Будем надеяться, что от форума к форуму мы будем видеть, как успешно решаются озвученные инициативы. Думаю, Госдума не подведет, рассмотрит предложение и конструктивно мы сможем это реализовать, — отметил модератор дискуссии.
— Основная задача для нас на сегодня с позиции национальных приоритетов — не множить смыслы и разного рода похожие проекты, а создать единые правила, единый подход, который позволил бы всем одинаково смотреть на приоритеты в повестке устойчивого развития. Мы убеждены, что ключевым стратегическим ориентиром остаются Цели устойчивого развития ООН. Все компании крупного бизнеса, несмотря на волатильность сегодняшней ситуации, продолжают работу в сфере ESG, руководствуясь этими принципами. Консолидации всех инициатив также помогло бы создание единого координирующего звена и движущей силы в лице профильного ведомства, — отметила спикер.
Экологическая безопасность в приоритете
Вице-президент по работе с инвесторами и устойчивому развитию «Норникеля» Владимир Жуков в своем выступлении заверил, что последствия крупного ЧП с разливом дизеля практически полностью ликвидированы.
Напомним, авария с одним из топливных резервуаров дочерней компании «Норникеля» — НТЭК — произошла в конце мая 2020 года в районе Кайеркан города Норильска. Из-за деформации из хранилища вылилось более 20 тысяч тонн дизельного топлива, большая часть которого попала в реки Амбарная и Далдыкан. Росприроднадзор оценил ущерб окружающей среде в сумму порядка 148 млрд рублей и направил компании требование о добровольной компенсации причиненного вреда. В «Норникеле» с этой суммой не согласились, на протяжении долгих месяцев компания пыталась оспорить эту сумму, считая ее чересчур завышенной. В итоге в марте 2021 года «Норильский никель» произвел все необходимые выплаты в размере 146,2 млрд руб. в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате инцидента с разливом дизельного топлива.
— Сейчас мы находимся в процессе разворачивания уникальной системы мониторинга фундаментов зданий и сооружений, которые расположены на вечномерзлых грунтах в Норильске. Разворачивание этой системы происходит поэтапно, то, что уже сейчас у нас покрыто — это наиболее опасные по влиянию на окружающую среды объекты, это как раз хранилища с топливом. Мы ставим различного рода датчики как на сами сооружения, так и в грунт, на котором они расположены. Нам важно понимать, что происходит в земле, данные в режиме реального времени собираются в мониторинговом центре. Это наглядная иллюстрация того, что мы делаем с точки зрения адаптации к изменениям климата, — рассказал Владимир Жуков.
Цель проекта по организации мониторинга — обеспечить постоянное автоматизированное наблюдение за температурой многолетнемерзлых грунтов и деформационным поведением строительных конструкций, а также температурно-влажностным режимом в технических подпольях. Такой мониторинг позволит безаварийно эксплуатировать промышленные объекты «Норникеля», а в перспективе и жилую инфраструктуру города, заблаговременно выявлять потенциально опасные дефекты и отклонения, способные привести к повреждению зданий и сооружений или их отдельных элементов, для чего были разработаны специальные критерии безопасности для всех контролируемых показателей.
В случае превышения значения одного из контролируемых показателей сработает автоматическое оповещение, будет произведена проверка объекта и приняты необходимые меры. Система во многом автоматизирована, в ней предусмотрена возможность рассылки информации ответственным лицам.
Вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Group (входит в АФК «Система») Николай Иванов подробно рассказал о системной работе холдинга в области ЦУР, сокращении объема эмиссии CO2 при устойчивом лесопользовании в сочетании с лесовосстановлением, актуализации законодательства для развития «зеленого строительства» и «зеленой энергетики», а также озвучил позицию компании по климатическим проектам.
— По тем расчетам, которые мы делали и которые подтверждены независимыми исследованиями, у нас объем поглощения двуокиси углерода многократно больше, чем объем эмиссии. Сокращение обеспечивается за счет проведения работ по лесовосстановлению, внедрения интенсивной модели устойчивого лесопользования, сокращения выбросов парниковых газов непосредственно на производстве. Естественно, объем поглощений растет, и в этом плане отрасль положительно отличается от многих других, добывающих невозобновляемые ресурсы. Если говорить в целом о стимулировании предприятий лесного комплекса РФ к реализации климатических проектов, то не хватает учета усилий компаний в сфере лесовосстановления и поглощения парниковых газов. Те требования, которые предъявляются к климатическим проектам, практически исключают арендаторов лесного фонда из реализации климатических проектов. Наша позиция — учитывать и по возможности монетизировать эти усилия, что пойдет на благо и экосистемам, и бизнесу, и обществу, — подчеркнул эксперт.
Также Николай Иванов рассказал о работе холдинга по популяризации в России «зеленого строительства» с опорой на деревянное индустриальное домостроение, в том числе в северных регионах. Одновременно продвигается работа по вопросу использования биотоплива из отходов лесозаготовки и деревопереработки в муниципальной энергетике.
— Мы рассчитываем, что с учетом тех поручений, которые были даны президентом России по итогам совещания по лесному комплексу 10 февраля, эти направления будут развиваться. Решаются две задачи. Одна — экологическая, использование возможностей ЛПК для развития низкоуглеродной энергетики и массового строительства по технологии с отрицательным углеродным следом. Другая — чисто экономическая, по замещению тех рынков, которые в настоящий момент для нас закрыты. В целом законодательство развивается в положительном ключе, но по ряду позиций нужны поправки, и мы стараемся участвовать в этой работе. Например, есть определенные законодательные сдвиги по деревянному домостроению, в том числе многоэтажному. Появился ГОСТ Р 70346-2022. У нас уже есть проект, который мы завершим в Байкальске Иркутской области, прорабатываем еще возможность строительства из наших конструкций в Норильске. Мы сейчас плотно работаем с Минстроем по организации такого строительства в различных регионах, в том числе по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, — добавил он.
ESG или ESO?
В ходе дискуссии спикеры ушли в терминологию. Исполнительный директор, член совета директоров ГК «Эфко» Сергей Иванов вспомнил, как пару лет назад выступил на TED в Коста-Рике и раскритиковал термин ESG.
— В термин ESG заложена ошибка — в букве G, упущена важная часть — владельцы бизнеса. Мы уже 4 года практически все, что зарабатываем, инвестируем в проекты, которые улучшают жизнь людей, дружат с экологией и имеют потенциал быть массовыми. E и S — хорошо, а G — там откуда? А это важнейшая буква с точки зрения организации процессов, построения бизнеса. Нужно поставить букву О — владельцы (owners) — потому что они главные бенефициары экономического роста. Быть владельцем — это не только делать то, что ты хочешь, быть финансово независимым, но это еще и иметь обязательства, быть должным семье, обществу. Мы предлагаем ESG трансформировать в ESO, — объяснил свою позицию Сергей Иванов.
Андрей Шаронов отметил, что ESG жив, а его контекст меняется и усложняется.
— С одной стороны что-то делать становится сложнее, что-то проще, но все это дорого. Хорошо жить — это дорого, мы еще раз подтвердили эту мысль. Компании продолжают искать стимулы, и государство — это только один из возможных источников стимулов. Корпорации смотрят шире, смотрят на мнения местных сообществ, местных властей, смотрят на международные рынки. Все компании, которые здесь присутствуют, — участники глобальных рынков, исходя из этого они не могут не заниматься этой темой, — акцентировал спикер.
Подводя итог Александр Плакида процитировал книгу Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков». Он отметил, что, читая это произведение в зрелом возрасте, открываются новые смыслы.
— Если говорить об определенных важных аспектах, а ESG является таковым, то правильным будет анализировать, слушать других. ESG за время своего существования чем только не было: глаголом, прилагательным, существительным, наречием, междометием. Как только не склоняли этот термин. Но ESG — это не просто концепция, бизнесу следует принимать во внимание ESG-аспект и пытаться спроецировать на себя: какой я социальный, каков я с точки зрения экологии, это важно для всех, — резюмировал модератор.
Артем Реутов
Фото: «Ведомости»
мероприятий