журнал стратегия

#журнал стратегия

Глобальная мечта всеобщего развития

22 мая под эгидой национальной сети Глобального договора ООН состоялся Национальный форум по устойчивому развитию делового издания «Ведомости».

— Это первый форум национального масштаба, который посвящен исключительно вопросам устойчивого развития, — сказал председатель управляющего совета ассоциации «Национальная сеть Глобального договора», заместитель председателя правления ГК АКИГ Александр Плакида. — Нам удалось собрать ведущих экспертов, которые занимаются этим вопросом, и те дискуссии, которые состоялись на форуме, носили исключительно предметный характер. Мы смогли обсудить подходы и практики, представить необходимое количество мотивационных примеров, которые гости форума могут внедрять у себя в компаниях. При этом удалось поднять и системные, важные вопросы о взаимодействии традиционного бизнеса и общества, поискать формулу успеха и осознать, что нам необходимо сделать для осуществления планов, намеченных к 2030 году.

Устойчивое развитие сегодня называют новой парадигмой существования бизнеса, новым уровнем его корпоративного гражданства и ответственности, который определяет не просто обновление форматов участия частного сектора в решении социальных и экологических проблем, но и трансформацию самих бизнес-моделей в интересах общества, природы и человека. Контекст этих изменений задает модернизация глобальной экономики, нацеленная на внедрение win-win-подходов к управлению ресурсами, рисками и обширным спектром воздействия в экологической, социальной и гуманитарной сферах на всех уровнях — от офиса до планеты.

В этой связи самая широкая и структурированная международная повестка в области устойчивого развития — Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН — стала общей не только для национальных правительств, некоммерческого сектора, академических институтов и гражданского общества, но и для бизнеса. ООН признала роль бизнеса в решении глобальных проблем и формировании благоприятной инклюзивной среды и с учетом творческого, технологического и ресурсного потенциала бизнеса официально включила его в число основных драйверов достижения ЦУР.

Российские бизнес-лидеры активно внедряют новые стандарты ответственной деловой практики в контексте глобальной повестки, расширяют свое участие в работе международных площадок ООН, развивают благотворительность и волонтерство.

Национальный форум по устойчивому развитию наглядно представил международному сообществу позицию ответственного российского бизнеса. В этом году были проведены мастер-класс «Как глобальные тренды меняют бизнес», сессия «Наука и технологии на службе ЦУР», дискуссионная панель «Бизнес и права человека» и др.

Всеми был отмечен представительный состав участников форума. Среди них — заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин, советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, директор Информационного центра ООН в Москве, председатель страновой команды ООН в России Владимир Кузнецов, начальник управления региональных коммуникаций компании «Лукойл» Владимир Герасимов, руководитель направления корпоративной репутации и социальной ответственности P&G в Европе Файза Лалоу, директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц, ответственный за совместную программу РФ и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Рашид Алуаш, член правления сети Глобального договора в Болгарии Гергана Петровска и многие другие.

Ответственное потребление

— У нас все больше материалов, касающихся успешных практик российских компаний, причем не только крупных, глобальных, торгующихся на международных площадках, но уже и на уровне малого и среднего бизнеса, что, на мой взгляд, является хорошей тенденцией, — сказал президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. — Бизнес может кричать о том, что устойчивое развитие очень важно, но если потребители этого не оценят, то вы не получите от них сигнала о нужности нового предложения, которое соответствует ЦУР. И здесь мы видим, что на уровне потребителей тоже есть позитивная динамика. Термин «ответственное потребление» как теоретическая конструкция все больше завоевывает умы. По крайней мере, с точки зрения ознакомления. Если говорить о цифрах, то число ответственных потребителей в России, по нашим оценкам, составляет примерно 10–12%. Но еще примерно 50–60% потребителей, по данным опросов, говорят, что они готовы учитывать в своем поведении стремления и действия компаний, которые повышают цену, если это будет иметь признаки ответственного потребления.

В 2017 году группа слушателей программы MBA Московской школы управления «Сколково» по приглашению Министерства природных ресурсов и экологии РФ занималась темой разработки рекомендаций по развитию зеленого финансирования в России.

— Это была теоретическая работа на тот момент, однако недавно состоялся первый выпуск зеленых облигаций, — подчеркнул Андрей Шаронов. — В этом году на Московской бирже ожидается открытие уже отдельной секции по выпуску зеленых облигаций и выделение субсидий по отдельной категории проектов по линии Минпромторга. Это тоже важный, институциональный аспект изменений.

Как компании меняют мир

— Примером для многих стала корпорация CVS Health, — сказала гендиректор Effie Awards Russia Екатерина Сон. — Она владеет одной из крупнейших ретейл-сетей в США. У нее есть подразделение, которое занимается розничными аптеками. Американские аптеки отличаются от наших — там можно купить практически все, включая сигареты. До 2015 года продажа сигарет через аптечную сеть приносила CVS Health около 2 млрд долларов выручки в год. Но компания заявила, что хотела бы больше участвовать в развитии медицины и активно бороться с хроническими заболеваниями. Конечно, с продажей сигарет это не вяжется. И она приняла решение в 2015 году отказаться от их распространения в своих сетях.

В корпорации понимали, что будут терять ежегодно 2 млрд долларов. Но они поставили цель выстроить новый имидж компании, которая ответственно и последовательно занимается здоровьем нации. CVS Health провела большую коммуникационную кампанию, нацеленную на внимание потребителей, где громко заявила об отказе от распространения табачной продукции и о ее вреде.

— И что же на выходе? В момент начала кампании капитализация CVS Health составляла 135 млрд долларов, а через два года последовательной работы в этом направлении — 178 млрд, — подчеркнула Екатерина Сон. — То есть 2 млрд в год, которые они потеряли, вернулись сторицей. Журнал Fortune назвал CVS Health одной из самых привлекательных компаний в мире. Президент США Барак Обама сказал, что все должны последовать ее примеру. Вот как компания может менять мир. Изменилось отношение потребителей. Число бросивших курить благодаря проведенной кампании было очень большим.

Новое «зеленое поколение»

Несколько интересных примеров привела Светлана Герасимова, руководитель Школы КСО и устойчивого развития Московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис», программный директор проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития». Так, Франция отказалась от пластиковых пакетов еще в 2016 году. В первую очередь пакеты исчезли с касс супермаркетов. Позднее в них запретили фасовать фрукты и овощи. Вместо «пластика» покупателям предложили использовать биоразлагаемые сумки.

Аналогичные запреты действуют в Италии, Латвии, Сингапуре, Бангладеш, на Тайване и в некоторых штатах Индии и США. А в Руанде и Танзании запрещено не только производство, но и ввоз «пластика» — у всех прибывающих такую упаковку конфискуют прямо в аэропорту и уничтожают.

В Калифорнии наладили выпуск стаканов для кофе, которые содержат в себе семена разных растений и удобрения для них. Принцип прост — использованный стаканчик разлагается за короткое время, при этом дает жизнь растениям. Где был выброшен такой стаканчик, там появляются цветы и деревья. Разве не красивая идея?

— Раньше бизнес шел по стратегии отжимания ресурсов. Сейчас мы стремимся работать в моделях win-win, — говорит Светлана Герасимова. — Я слышала у нас в стране заявления, что устойчивое развитие — это происки зарубежных конкурентов и вообще не наш формат, совершенно чуждый национальной повестке России. И это обсуждается даже научными кругами. Но ученые для решения вопросов ЦУР просто необходимы. Мы строим бизнес для акционеров, для заинтересованных сторон или для общества в целом? Это первый вопрос, на который предпринимателям стоит ответить. Сейчас даже у инвесторов другие ориентиры. Они стали запрашивать у компаний большое число показателей, связанных с ЦУР. Меняется и поколенческий тренд. Приходит поколение миллениалов, которые изначально считаются более социально ответственными. Они просто уже требуют всего этого от бизнеса. Однако в России пока слабо распространены международные стандарты, нет рейтингов и ренкингов, которые измеряют устойчивое развитие. Прорыв у нас случился с точки зрения биржевых индексов, но большой вопрос, как все это будет измеряться. Мы только в начале пути.

ТНК с человеческим лицом

Компания «Макдоналдс» — мировой бренд, ассоциирующийся у многих с вредным фастфудом и горами мусора, состоящими из ярких упаковок от гамбургеров, картофеля фри и смятых стаканчиков. В компании эти претензии осознали и решили двигаться навстречу целям устойчивого развития.

В 2017 году «Макдоналдс» на глобальном уровне принял новую стратегию развития. Причем это коснулось и его многочисленных партнеров, поставщиков, франчайзи.

— Мы будем мониторить по всем странам присутствия, кто и чего достиг в рамках новой стратегии. Только имея конкретные KPI и производя регулярные измерения, можно показывать успехи, — говорит Ирина Коршунова, старший директор по устойчивому развитию «Макдоналдс» в России. — Много новых норм мы применяем непосредственно в РФ. Например, рыба для производства филе-о-фиш сертифицирована по стандартам MSC, соблюдаются стандарты гуманного обращения при выращивании крупного рогатого скота, свиней и кур. Более 50% жиров передается на переработку в биодизельное топливо. 100% бумажной и картонной упаковки изготавливается из переработанного или сертифицированного сырья, производство которого не наносит ущерба лесам. Более 100 тонн картона ежегодно передается в переработку. 70 млн рублей в год выделяется на благоустройство и озеленение территории вокруг ресторанов. Автотранспорт работает на газовом топливе, что сокращает выброс CO2 в окружающую среду.

Компания взяла на себя ряд публичных обязательств и собирается регулярно по ним отчитываться. Первое обязательство — сбалансированное питание и поддержка семьи. Второе — более экологичная упаковка. К 2025 году поставлена цель направлять на переработку всю упаковку из всех подразделений во всем мире. В России это более чем амбициозная цель с учетом того, что инфраструктура для этого только появляется. Компания ждет содействия госорганов для совместной работы над этой задачей.

Стартуйте правильно

Мартин Рич, соучредитель, исполнительный директор Future-Fit Foundation (Великобритания), считает, что достижение целей устойчивого развития является большим вызовом для экономики, особенно если она сырьевого типа.

— Одна из важнейших проблем для России заключается в том, что вся экономика страны опирается главным образом на природные ресурсы, — говорит Мартин Рич. — Перед страной стоит серьезный вызов относительно сложившихся в мире тенденций к использованию возобновляемых источников энергии, более устойчивому потреблению природных ресурсов и постепенному отказу от угля и нефти. Очень важно, как мы обучаем новым навыкам, как меняем сложившуюся ситуацию и как население страны подключается к решению проблем. Лично меня интересует мнение представителей российского бизнеса по этому вопросу. Правительство, в свою очередь, начинает осознавать эти проблемы, задумываясь о необходимых мерах для успешного будущего, в частности о подготовке кадров.

Мы поинтересовались у Мартина: стоит ли вводить санкции в отношении компаний, присоединившихся к ГД ООН, но не соблюдающих его принципы?

— На мой взгляд, необходимо признать — это долгая дорога. Вы не можете просто взять и изменить свой бизнес в одночасье, — сказал он. — Для меня важным моментом является сам факт осознания, какие из компаний не по-настоящему вовлечены в этот процесс. Когда заходит речь об ограничениях и других мерах ответственности, лично я склонен считать, что стимулы обычно работают лучше. Почему бы нам не поддерживать компании, чтобы достичь хороших результатов? Почему бы не устранять барьеры, если они существуют, помогая бизнесу сделать немного больше для достижения успеха? Многие предприятия находятся на распутье, и, чтобы они не сбились с пути, мы должны их поощрять. Всегда будут компании, которые не хотят перемен и не желают в них верить — в этом случае необходимо применять санкции. Но ограничения не должны мешать им двигаться в правильном направлении.

Мартин Рич добавил, что цели устойчивого развития нужно применять не только в крупных корпорациях, но и в малом бизнесе.

— Мы протестировали эту систему на микропредприятиях в Африке и Индии и убедились, что она работает, — подчеркнул он. — Уровень влияния сильно отличается, но принципы остаются теми же. Если у вас стартап, то вы находитесь в более выигрышном положении, поскольку можете с самого начала выстроить бизнес как надо. Крупным же фирмам тяжело перестраиваться. Поэтому если вы на старте сделаете все правильно, то в дальнейшем вам будет проще — не придется ничего менять. Любая компания без исключения может придерживаться этих принципов в бизнес-сфере и быть успешной.

Вы можете узнать больше о присоединении к Глобальному договору ООН, перейдя по ссылке:

globalcompact.ru/participation/application/

Николай Алексеев

Фото и видео автора (фото наверху — организаторов конференции)

Инфографика: из презентаций докладчиков, с сайта национальной сети ГД ООН в РФ

Перевод: Владимир Свердлов

25.06.2019
экономика и бизнес

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики назвали самые надежные банки в России

 

#, ,
экономика и бизнес

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики назвали самые надежные банки в России

 

#, ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий