Глобальный энергопереход обойдется мировой экономике в 275 трлн долларов
Глобальный энергопереход к углеродной нейтральности к 2050 году будет стоить мировой экономике 275 трлн долларов, подсчитали эксперты консалтинговой компании McKinsey.
Аналитики отмечают, что переход к нулевым углеродным выбросам должен быть всеобщим и затронуть все сектора экономики по всему миру. Для этого нужно перестроить энергетические и землепользовательские системы, на которых лежит ответственность за выбросы СО2.
С 2021 по 2050 год общие затраты на полный переход к углеродной нейтральности оцениваются в 275 трлн долларов. В основном финансы пойдут на замену угольных электростанций на угольные ТЭС, где будет применяться технология улавливания углерода. Кроме того, часть денег пустят на замену двигателей внутреннего сгорания в транспортных средствах. Среднегодовые расходы на декарбонизацию должны будут вырасти с сегодняшних 5,7 трлн до 9,2 трлн долларов.
На крупнейшие экономики мира — США, Китай, ЕС, Японию и Великобританию — придется половина общемировых расходов на материальные активы, эти страны за 29 лет потратят на декарбонизацию около 6% своего совокупного ВВП. России, Украине и странам СНГ энергопереход будет стоить дороже всего — в 21% ВВП, странам Ближнего Востока и Северной Африки — в 16,3% ВВП. Среди государств, которые могут не потянуть финансовые нюансы энергоперехода, аналитики называют государства с низким уровнем дохода и большими запасами ископаемого топлива.
РФ в настоящее время находится на четвертой позиции в мире по выбросам СО2 — на ее долю приходится 4-5% мировых выбросов (доля Китая составляет 26%, США — 12%, Индии — 6%). При этом Россия способна воспользоваться в ходе энергоперехода своими преимуществами, поскольку обладает высоким ветровым потенциалом, акцентируют аналитики McKinsey.
«Для России вызовом будет то, что значительную долю в структуре ископаемого топлива занимает уголь. Риски связаны как с внутренними потребностями (уголь используется для энергогенерации, металлургии и других отраслей), так и с экспортом. Последний будет сокращаться по мере того, как другие страны будут отказываться от угля», — отметил в интервью РБК глава направления ESG для компаний ресурсных отраслей в России и СНГ McKinsey Сергей Заборов.
«ВТБ Капитал» оценивал стоимость декарбонизации в нашей стране в сумму до 480 трлн рублей к 2060 году. McKinsey прогнозирует, что энергопереход поменяет потребительское поведение и перераспределит рабочие места. Потребителям нужно будет менять товары, в которых используется ископаемое топливо. В первую очередь это затронет машины на двигателе внутреннего сгорания и системы отопления домов.
Ждут перемены и рацион питания: на прилавках станет меньше говядины и баранины, чье выращивание связано с высоким уровнем выбросов, и станет больше мяса птицы. Для крупного рогатого скота необходимы большие площади земли для выгула и выращивания корма, что приводит к обезлесению — одной из основных причин потери биоразнообразия и высвобождения углерода в атмосферу. Для производства свинины и мяса птицы нужно значительно меньше корма. Также жвачные животные выделяют метан (он испаряется из навоза) — парниковый газ, который считается куда опаснее углекислого.
Помимо того, энергопереход повлечет потерю 185 млн рабочих мест, которые связаны с добычей ископаемого топлива и другими «грязными» производствами. Однако здесь сработает закон химического равновесия: углеродно нейтральная экономика будем стимулом для организации до 200 млн новых рабочих мест.
Фото: Pexels
мероприятий