Годовой плановый дефицит бюджета РФ превышен уже за первые 4 месяца
По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета в январе-апреле 2023 года составил 7782 млрд руб. (-22,4% (г/г)), объем расходов — 11 206 млрд руб. (+26,3% (г/г)), дефицит бюджета за 4 месяца 2023 года составил 3,4 трлн руб., превысив плановый годовой показатель 2,9 трлн руб., заложенный в бюджет этого года.
Только за апрель расчетный дефицит бюджета превысил 1 трлн руб., что обусловлено в первую очередь новым витком роста расходов (3,1 трлн руб., или +3,9% (г/г) к резко увеличившейся базе апреля 2022 года). Таким образом, если в марте расходы сократились по отношению к высоким значениям января-февраля, и тогда Минфин объяснял это нормализацией исполнения бюджета после «ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов», то в апреле последовал новый пик расходов.
Доходная часть бюджета по-прежнему существенно отстает от базы соответствующего периода прошлого года из-за сократившихся нефтегазовых доходов. В апреле спад нефтегазовых доходов (НГД) усилился в годовом выражении, однако это связано в основном с высокой базой апреля 2022 года. По отношению к марту текущего года нефтегазовые доходы немного снизились, однако, без учета НДД их величина была относительно стабильна и приблизилась к базовому месячному объему НГД (из расчета годового дохода 8 трлн руб.). Стоит отметить, что в апреле для конъюнктуры нефтяных доходов были относительно благоприятные условия – средняя цена Urals повысилась за счет повышения цены Brent и сокращения дисконта Urals после неожиданного решения ОПЕК+ о сокращении добычи, а курс рубля ослаб.
Соотношение мировых цен на нефть и курса рубля в начале мая выглядят менее благоприятно для нефтяных доходов. Впрочем, Минфин надеется, что корректировка механизма определения налоговой базы нефтяных налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будет способствовать дальнейшему восстановлению нефтегазовых доходов, особенно во 2П23. Ненефтегазовые доходы по итогам 4М23 вышли на положительную годовую динамику, помесячная динамика положительна с февраля, прежде всего, за счет НДС.
Главным фактором неопределенности сейчас является динамика расходов бюджета. Хотя Минфин по-прежнему уверяет, что их объем в соответствии с бюджетным правилом будет ограничен предельным размером утвержденных законом о бюджете ассигнований плюс возможными дополнительными нефтегазовыми доходами, полученными в течение года, это выглядит труднореализуемым в условиях, когда за 4М расходы уже достигли 39% от утвержденного в бюджете годового плана и 37% от ожидаемых («электронный бюджет») годовых расходов.
Как заявил недавно помощник президента М. Орешкин: «После периода довольно больших бюджетных расходов в начале этого года, у нас до конца года бюджет будет профицитным». Пока наш прогноз предполагает дефицит бюджета в 4-5 трлн руб. по итогам года, но возрастает риск, что он может оказаться выше. Хотя внутренний рынок и резервы ФНБ пока вполне позволяют финансировать бюджетный дефицит, его расширение по отношению к заложенным в бюджет проектировкам может быть одним из аргументов для повышения ключевой ставки ЦБ РФ в ближайшие месяцы.
Ознакомьтесь с полной версией материала.
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»
Фото: Pexels
мероприятий