журнал стратегия

#журнал стратегия

Как построить работающую бизнес-стратегию в 2023?

На фоне постоянного переформатирования экономики появляется вопрос — как составить стратегию, чтобы она не потеряла актуальность через пару месяцев? И кто может прописать ее, обращая внимание на все нюансы и риски? Мы собрали мнения и советы экспертов компании «АРБ Про», которая занимается стратегическим планированием для российских компаний уже более 20 лет.

 

Для чего нужна стратегия?

Часто предприниматели задают вопрос — а нужна ли стратегия вообще? Ведь опыт последних лет показал, что бизнес, скорее, в попытках выжить, только лишь реагировал на вызовы и подстраивался под новые условия. Планы на ближайшие 5-10 лет пришлось отложить в сторону.

Директор АРБ Про Демид Голиков считает, что стратегия для бизнеса нужна в любом случае: как при задаче стабилизации и удержании бизнеса на фоне большого разнообразия сценариев развития, так и при его масштабировании и охвате новых рынков. “Стратегия нужна как в стабильные времена, когда в бизнесе все хорошо, так и в сложные периоды, когда предпринимателю необходимо спасти свое дело или выгодно продать его”, — отмечает Голиков.

По словам заместителя директора, руководителя направления «Стратегическое планирование» “АРБ Про” Романа Копосова, создание стратегии помогает обозначить долгосрочную или краткосрочную цель и путь к ее достижению. «Без стратегии можно обойтись, если вы строите lifestyle бизнес, купили франшизу или у вас нет амбиций занять лидерские позиции в своем рынке и нише», — объясняет Копосов.

По его мнению, в 2023 году актуальны те же инструменты создания стратегии, что и в предыдущие годы, но важен акцент на управлении рисками, ритмичном отслеживании ситуации и гибкости. «Например, для производственных компаний акцент делается на управлении поставками и логистикой, связанной с ВЭД. Важно каждую неделю отслеживать работу по стратегическим задачам и целям, чтобы вовремя внести изменения», — считает Копосов.

Опыт предыдущих лет показал, что значительно выросли те компании, которые постоянно уточняли свои стратегические задачи, говорят эксперты.

В целом сейчас на рынке почти у всех компаний есть продуманная карта рисков и прописаны различные сценарии развития. Долгосрочных проектов стало меньше, основной фокус предпринимателей сместился в сторону антикризисных задач. В выигрыше остаётся тот, кто ориентируется на гибкость и партнерство.

Если компания не чувствует себя безгранично уверенно, Демид Голиков считает важным сделать два акцента:

  1. Анализ рынка и конкурентной среды, который должен включать разбор изменений в жизни каждого участника цепочки поставок ваших ключевых клиентов. Санкции ли, бизнес-климат мешают их и вашему ходу бизнеса? Или вы со своими клиентами и поставщиками выпадаете из длинных трендов?
  2. Анализ ресурсов: под какие доступные и перспективные (по вашему мнению) проекты у вас достаточно ресурсов? А если добавить льготный кредит под 1-3% плюс дополнительно привлечь прямые инвестиции со стороны клиента?

Какие бывают виды бизнес-стратегий?

Принципы стратегического управления и разработки стратегии одинаковы, но в зависимости от сферы бизнеса и задач к ним добавляются нюансы.

«В плане задач стратегия масштабирования и стратегия выживания – это разные по подходу и установкам форматы», — объясняет Демид Голиков.

По его словам, методически будут различаться стратегии для:

  • - крупных градообразующих компаний, нацеленных на удержание доли рынка;
  • - технологических компаний;
  • - финансовых компаний;
  • - стартапов, готовых к росту. 

Роман Копосов также выделяет несколько подходов к построению стратегий:

  • - стратегия сервисных и производственных компаний будет сильно отличаться в логике создания ценности и масштабировании;
  • - для производственных компаний в фокус всегда попадают развитие каналов дистрибуции, вертикальная интеграция при создании сырьевой базы и т.д.;
  • - для сервисных компаний наиболее критична широта портфеля услуг, стратегическая мотивация персонала и клиентоориентированность.

 

Как подготовить стратегию?

К разработке стратегии стоит обязательно привлекать топ-менеджмент и внешних консультантов, уверен Демид Голиков. В противном случае получится сочинение на тему «какой я хороший и как я мечтаю стать лучше».

«Важное условие рабочей стратегии — это взгляд на себя извне, со стороны незаинтересованного в переделе рынка специалиста. На такую роль не подойдет ни инвестиционный банкир, ни бизнес-тренер, ни бывший владелец крупной компании. Нужен стратегический консультант, который знает мотивы лиц, принимающих решения в разных бизнесах, логику других предприятий, смотрит на вещи критически, обладает системным взглядом, говорит больше об амбициозности замысла», — продолжает директор «АРБ Про».

Внешние консультанты всегда дадут больше информации о смежных рынках, соглашается с коллегой Роман Копосов. Они найдут те инструменты и решения, которые уже проверены на практике и точно работают.

«Если необходимо получить ответы на вопросы, как должен развиваться бизнес, то нужен внешний консультант.  Невозможно, будучи погруженным в «операционку», мгновенно переключиться в режим создания долгосрочной стратегии на 5-10 лет без понимания макроэкономических факторов, тенденций рынка и внешнего взгляда на эффективность бизнеса», — считает Копосов.

Фото: "Синергия"

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Зумеры выбирают для бизнеса торговлю на маркетплейсах

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Секреты выстраивания эффективного производства в России

 

#, , ,