Как улучшить положение самозанятых?

Российский рынок труда переживает период развития онлайновых платформ занятости. Лица, использующие эти платформы, как правило, платят налог на профессиональный доход, становясь самозанятыми, отмечают эксперты Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко и Мария Гирич.
По данным ФНС России, среди 38,4% самозанятых, которые указали вид деятельности, самыми популярными видами деятельности являются перевозка пассажиров (17%), работа водителем (12%), перевозка грузов (2,7%) и доставка (1,5%).
Если в 2021 году в России насчитывалось 3,5 миллиона самозанятых, то в 2022 году – уже 4,2 миллиона человек.
При этом самозанятость в России – это лишь льготный налоговый режим, не предусматривающий никаких трудовых гарантий. А в других странах самозанятость означает специальный статус лица, как предпринимателя со специальными режимами социального страхования и налогообложения. При этом у самозанятых могут возникать трудовые права с учетом степени зависимости от заказчика.
Эксперты РАНХиГС рекомендуют:
• Издать для онлайн-платформ методические рекомендации, предусматривающие возможность принятия ими добровольных обязательств предоставлять платформенным работникам трудовых прав, либо внести в ФЗ «О занятости населения» изменения и дополнения, предусматривающие трудовые гарантии для платформенных самозанятых;
• Дать возможность самозанятым уплачивать взносы в социальные фонды и получать социальную защиту при утрате заработка или в случае временной нетрудоспособности.
Фото: Unsplash