Кто, где и как учит россиян работать на фондовом рынке
Интерес к инвестированию на фондовом рынке демонстрирует каждый пятый экономически активный житель страны. Пик по открытию брокерских счетов пришелся на разгар пандемии, поэтому среди инициатив по обучению искусству предпринимательства доминирует онлайн-формат.
-
Сектор обучения работе с ценными бумагами находится преимущественно в «серой» сфере, не попадает в круг интересов образовательной политики, а его представители не заинтересованы в дальнейшем углублении учебных практик и программ. Эти и другие тенденции выявили авторы очередного выпуска «Мониторинга экономики образования» (№ 6 (48)) НИУ ВШЭ, посвященного анализу образовательных инициатив в области развития предпринимательства «Обучение работе на фондовом рынке в России: ключевые характеристики, проблемы и рекомендации». Работа выполнена в рамках деятельности НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» при поддержке гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации No 075–15–2022–325.
Российский фондовый рынок (далее ФР) возник как мощный институт, направленный на вовлечение в предпринимательство. По данным на январь 2022 года, численность физических лиц, имеющих брокерские счета только на Московской бирже, превысила рекордные 17,4 млн. Авторы выпуска задают вопрос: где эти миллионы частных инвесторов прошли обучение, если в базовых программах школьного, университетского и дополнительного образования тема совершения финансовых операций практически отсутствует?
Как показал анализ, проведенный экспертами Института образования ВШЭ, «обучение работе на фондовом рынке» — это массовая практика, которая реализуется не только крупными корпоративными и государственными игроками, но и частными бизнес-тренерами.
Огромный интерес к инвестированию (его демонстрируют более 20% экономически активного населения России) подстегивает рост популярности образовательных проектов в данной области.
Среди рассмотренных 36 активностей (в том числе, обучающих семинаров, лекториумов, онлайн-школ, дистанционных курсов и т. д.) исследователи выделили три группы образовательных инициатив по признаку авторства:
- брокер – лицензированный российский профессиональный участник ФР (8 из 36);
- многопрофильный образовательный центр (17 из 36);
- частная квазиобразовательная инициатива со специализацией исключительно на тематике обучения способам работы на ФР и, как правило, не обладающая образовательной лицензией (11 из 36).
По мнению аналитиков, в России сформировалось поле обучения работе с ценными бумагами, включающее диаметрально противоположные инициативы. Это, с одной стороны, достаточно формальные программы брокеров и образовательных центров, для которых обучение выступает в качестве побочного продукта. Им противостоят более актуальные с содержательной точки зрения, обучающие широко понимать и трактовать события на фондовом рынке частные квазиобразовательные инициативы. Иначе говоря, фактически речь идет о двух полюсах: a) инструментальном — как совершать сделки, и b) содержательном, отвечающем на вопрос: «Какие процессы в экономике, политике и обществе стоят за изменением котировок валют и акций?»
-
Эксперты подчеркивают, что в целом запрос на обучение началам финансовой грамотности получил адекватный ответ со стороны неформального образования. Однако учитывая отсутствие у брокерских компаний и обучающих центров интереса к дальнейшему углублению учебных практик и программ, предлагается разработать полноценный курс обучения основам фондового рынка в вузах, включающий организацию стартап-студий, а также комплекта учебно-методических материалов по выстраиванию всей инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Подробнее об исследовании
Поиск образовательных инициатив в сфере развития бизнес-компетенций осуществлялся сотрудниками Института образования ВШЭ в марте 2022 года. Были проанализированы предложения, которые:
прямо ставили задачу обучить работе на ФР и декларировали ее в названии или анонсе;
содержали обучающие материалы;
были доступны в сети Интернет по ключевым словам.
В выборку не были включены:
программы высшего образования, встроенные в систему бакалавриата/магистратуры, в том числе MBA;
образовательные продукты, ориентированные на детей;
специализированные курсы, обязательные для участников ФР.
Отмечается, что 9 из 11 (81%) рассмотренных частных квазиобразовательных инициатив содержали в названии фамилию и имя автора; условиями участия объявлялась подписка (стоимость – десятки тысяч рублей ежемесячно) и разовая оплата (могла достигать 1 млн руб). Образовательная лицензия отсутствовала у 100% авторов частных квазиобразовательных инициатив.
Фото: Pexels
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте