Кто платит? Как правильно рассчитать налоги на товары со скидками
Российские маркетплейсы используют широкую систему скидок и бонусов для покупателей — за счет продавцов и самих маркетплейсов. Последние особенно заинтересованы в предоставлении привлекательных цен на соответствующие товары в рамках конкурентной борьбы. Иногда скидка со стороны продавца не добровольная, но маркетплейс ее компенсирует.
В результате, стоимость товара для продавца и покупателя имеет разницу, равную сумме скидки, что вызывает вопросы в отношении налоговых обязательств продавца по НДС. Эксперты Лаборатории развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии Елена Чернякова и Анна Богатырева проанализировали ситуацию и предложили способы решения налоговой коллизии.
Отечественные маркетплейсы могут предоставлять скидки не только за счет продавца, но и самостоятельно, а также увеличивать их за свой счет. Такие предложения выгодны и покупателям, которые получают больше скидок, и продавцам, которым приходит больше заказов.
Так, Wildberries активно стимулирует продавцов к распродажам для высокого торгового трафика, повышения рейтинга и наращивания объемов. Иногда площадка требует от продавцов устанавливать скидки на товары перед праздниками: «черная пятница», Новый год, 8 Марта, 14 февраля и т. п. Кроме того, предлагает снижать комиссию, чтобы продавцы больше участвовали в распродажах. Если последние не соглашаются на условия акции — площадка может увеличить комиссию за продажи.
Например, Яндекс.Маркет может вычислить наиболее выгодную скидку для определенного товара, используя свои специальные алгоритмы. Затем они могут увеличить или уменьшить скидку, поделив затраты с продавцом. На Ozon также есть дополнительные скидки, когда цена товара на странице снижается на определенный процент от стоимости с действующей скидкой. Эти скидки маркетплейс покрывает сам.
Налоговый кодекс Российской Федерации не регулирует перечисленный выше ситуации. Это может вызывать проблемы с налогами, если продавец платит НДС. Возникает вопрос: будет ли часть выручки, которую маркетплейс оплачивает со скидкой за счет продавца, считаться выручкой продавца и облагаться НДС или она будет считаться другим доходом? Как правильно оформить счет-фактуру в этом случае?
Чтобы сделать налоги и администрирование проще, эксперты Президентской академии предложили включить прибыль продавцов в категорию «внереализационные доходы». Получается, облагаться НДС будет фактическая сумма за товар, которую заплатил покупатель. Таким образом, налоговая база будет определяться по стоимости проданных товаров до применения скидок, что упросит механизм налогообложения.
Фото: Pexels
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте