журнал стратегия

#журнал стратегия

Локализация в строительной отрасли: перспективы и вызовы

Тема локализации производства в России выходит на новый виток — она и раньше была актуальной, но сегодня в силу геополитических реалий приобретает еще большую значимость. О том, как обстоят дела с локализацией в строительной отрасли, рассказывает Виктор Мироничев, заместитель генерального директора PERI.

— Локализацию производства в России в ХХI веке можно условно разделить на три этапа. Первый приходится на нулевые, когда в стране все развивалось быстро и динамично. Второй этап начался в 2014 году, когда в связи с резким скачком курса валют и другими факторами, затрудняющими импорт, возник более настойчивый запрос на локализацию. И в феврале этого года в силу похожих обстоятельств начался третий этап.

Стоит отметить, что в этом контексте часто говорят об импортозамещении, но все же в применении к строительной отрасли правильнее использовать термин «локализация» — к ней стремились практически все зарубежные игроки, работавшие или работающие на российском рынке. Каждый иностранный игрок приходил со своим предложением, которое импортировалось на первых порах, но в дальнейшем, если ему удавалось успешно занять свою нишу, он задумывался о локализации производства, и за последние несколько месяцев этот процесс значительно ускорился.

Если в качестве примера взять нашу компанию, то в 2014 году, когда мы только начинали этот путь, у нас не было представления о том, с какими трудностями придется столкнуться. В первую очередь они были вызваны требованиями, которые мы предъявляем к выпускаемой продукции. Иногда нас не понимали, и нам приходилось в несколько приемов доводить оборудование до мировых стандартов, по которым мы работаем.

С тех пор мы вывели на рынок около десятка опалубочных систем, произведенных и модифицированных в России на локальных мощностях. На начало 2022 года было локализовано около 70% нашего портфолио, а до конца 2023 года мы планируем сделать это значение близким к 100%.

Показателен и пример нашего партнера — девелопера «Брусника». Для обеспечения собственных проектов компания еще с прошлого года развивает производство окон из дерева и алюминия на заводе в Екатеринбурге. Раньше пластиковые детали и алюминиевый профиль заказывали за рубежом, но три месяца назад «Брусника» нашла аналог импортным комплектующим на российском рынке. На отладку процессов для достижения требуемого качества продукции уйдет несколько месяцев, но уже сейчас стоимость окон в 3-4 раза ниже, чем если бы их заказывали у сторонних производителей.

 Сейчас необходимо продолжать трансформацию отрасли в этом направлении общими усилиями, тем более что далеко не все иностранные игроки ушли с российского рынка. Мы видим, что компаний, которые сохраняют активность, немало, а значит, коллапса, которого так опасаются многие, не произойдет. Естественно, есть вызовы, но мы стараемся к ним адаптироваться. К примеру, мы составили подробный план ускоренного перехода на новые комплектующие для нашего локального производства, и это не вызвало существенного простоя — не было серьезного проседания ни по срокам, ни по качеству.

Это очень значимо, поскольку в стремлении к локализации строительства и промышленности важно не забывать про вопросы качества, эффективности и безопасности. А для этого необходимо, чтобы государство в тандеме с бизнесом параллельно поддерживало отрасль в том числе за счет современной и релевантной базой нормативных документов, которые не допустят появления на рынке некачественных материалов и услуг.

Тем более что локализация не всегда требует серьезных инвестиций — поддержка от государства, конечно, нужна, но она может выражаться не только в прямых субсидиях, но и в формировании более простой налоговой базы, предоставлении кредитов с низкими процентами, создании особых экономических зон и так далее.

Одновременно важно понимать, что локализация — это не только производство конкретных решений силами российских предприятий, но и изменение и развитие всей отрасли, внедрение философии безопасного и эффективного строительства за счет технологичных продуктов высочайшего качества. Мы придерживались именно такой стратегии, и она, как показывает жизнь, оказалась правильной.

Фото Артема Реутова; Shutterstock

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики назвали самые надежные банки в России

 

#, ,