журнал стратегия

#журнал стратегия

Лучше Booking и Airbnb: насколько конкурентоспособны российские сервисы бронирования

На сегодняшний день российским сервисам бронирования удалось не только выйти на высокий технологический уровень, но и в чем-то превзойти мировых гигантов Booking и Airbnb. Многие компании, по сути, стали цифровыми туристическими агентствами, предоставляющими весь спектр услуг — от покупки билетов до заказа такси. Такой вывод делается в независимом исследовании цифровых туристических сервисов. Оно было проведено Институтом государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ в июне-августе 2023 года.

В рамках исследования был составлен рейтинг из 40 цифровых туристических сервисов. Эксперты оценивали их по 75 параметрам. Это, в частности, функционал сервиса, его география, посещаемость.

В рейтинг были включены не только туристические сервисы, позволяющие бронировать проживание. Платформы также должны предоставлять дополнительные услуги и упоминаться в различных отраслевых обзорах или статьях.

Первое место в рейтинге занял сервис One Two Trip. В тройку лидеров вошли также «Яндекс. Путешествия» и Russ Pass.

Эксперты отмечают, что из 40 проанализированных в рамках исследования платформ только 8 сервисов предоставляют услуги исключительно на территории РФ. Большинство работают как в России, так и за границей.

26 из 40 сервисов позволяют пользователю забронировать не только жилье, но и транспорт. На 53% можно приобрести авиабилеты, 25% — арендовать автомобиль или купить ж/д билеты, 30% — заказать трансфер. Собственное мобильное приложение используют 34 сервиса (85%), преимущественно оно создано на платформах iOS и Android.

Все больше российских туристов предпочитают заниматься организацией путешествий самостоятельно, а не покупать готовые туры, и это создает предпосылки для дальнейшего развития цифровых туристических сервисов, отмечают эксперты.

При этом, если судить по результатам исследования, туристическим сервисам есть, куда развиваться. Так, менее трети порталов позволяют бронировать проживание у частных лиц. Также на рынке слабо развиты услуги по бронированию круизов (10% сервисов дают возможность это сделать). Только 6 порталов дают возможность построить собственный туристический маршрут.

«В России нет устоявшегося понятия „цифровой туристический сервис“, поэтому мы исходили из комплексного набора услуг, которые предоставляет площадка. Подобных сервисов существует большое количество, но многие из них ограничиваются услугами бронирования билетов или отелей, поэтому с точки зрения нашей методологии их нельзя в полной мере отнести к туристическим», — отметила Ляйля Синятуллина, директор Центра анализа органов исполнительной власти ИГМУ НИУ ВШЭ.

В рейтинг попали в основном коммерческие платформы, многие из которых принадлежат развитым технологичным IT-компаниям. Однако среди лидеров оказался и сервис Russ Pass, не ставящей целью извлечение прибыли, обращает внимание Ляйля Синятуллина.

Туристические платформы активно взаимодействуют с клиентами — с помощью социальных сетей (более 70%) и горячих линий поддержки (61%). На 83% сервисов пользователи могут оценить качество полученных услуг, оставив комментарии.

«Отзывы клиентов были и остаются ключевым капиталом для ушедших из России лидеров рынка — Booking и Airbnb. За время своего существования они накопили огромную базу реальных оценок, которые пользуются доверием клиентов во всем мире. Чтобы нарастить аналогичный «капитал», российским сервисам понадобится время, однако им уже удалось выйти на хороший уровень», — добавила Ляйля Синятуллина.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

АвтоВАЗ: 89% денег россиян на покупку авто уходит в Китай

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Маркетинговая замануха? В Москве скидки на новостройки составляют 30-40%

 

#, ,