журнал стратегия

#журнал стратегия

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

Мужчины чаще, чем женщины, обращаются за платными услугами при организации быта. Речь идет о приготовлении еды, ухода за вещами (стирке, глажке, химчистке). Женщины, напротив, чаще оплачивают образовательные, творческие и спортивные занятия, а также услуги по уходу за собой, ремонту и благоустройству жилья. Об этом говорится в первом за 2024 год номере «Барометра экономического поведения домохозяйств в России», вышедшем под редакцией О. В. Синявской. Материал был подготовлен в рамках Большого проекта НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств».

В целом, согласно данным опросов, проведенных ВШЭ, большинство россиян справляются без посторонней помощи с ведением домашнего хозяйства. Так, 96,7% респондентов самостоятельно поддерживают порядок в доме и готовят еду, 96,5% подбирают и разбирают свой гардероб, 96,5% покупают продукты, 95,8% занимаются стиркой и глажкой.

В сферах досуга и ухода самые распространенные виды деятельности, которые россияне выполняют собственными силами, - уход и присмотр за детьми (91,7%), занятия спортом и физическая активность (90,2%), уход и присмотр за родственниками и другими членами семьи (87,8%), а также практики ментального здоровья и личностного развития (84,8%).

Только 23,5% тех, кто не мог справиться самостоятельно, обращались за помощью к родственникам, друзьям и знакомым. В сфере домашнего хозяйства только 8,9% респондентов прибегали к помощи близких в целях ремонта и благоустройства жилья, 8,1% ― пассажирских перевозок и перевозок вещей, 7,8% ― обслуживания и ремонта бытовой техники, мебели и вещей. 9,5% респондентов обращались за помощью близких в уходе и присмотре за детьми, 7,7% — в проведении образовательных и творческих занятий для детей.

Трое из четверых россиян (75,4%), которым для выполнения домашних дел, ухода или организации досуга требовалась посторонняя помощь, оплачивали эти услуги. Из них 43% приобретали три и более услуги, 24% ― две услуги, 33% ― одну услугу.

Среди платных услуг чаще востребованы такие услуги, для выполнения которых требуются специализированные навыки. В сфере домашнего хозяйства самые популярные ¾ это обслуживание и ремонт автомобиля и другого транспорта (48,3% тех, кому требовалась эта услуга), пошив и ремонт одежды, обуви и аксессуаров (44,7%), обслуживание и ремонт бытовой техники, мебели и вещей (43,3%), пассажирские перевозки и перевозки вещей (41,5%).

В сферах досуга и ухода лидирует уход за собой: в последние три месяца перед опросом эту услугу оплачивали 66,3% тех, кому она была нужна (61,9% всех респондентов).

Согласно полученным данным, обращение за платными услугами статистически значимо связано с возрастом, уровнем образования, составом домохозяйства, типом и размером населенного пункта, совокупным ежемесячным доходом, потребительским статусом.

Исследователи отмечают, что более молодые респонденты с большей вероятностью приобретают услуги, связанные с приготовлением еды, покупкой продуктов питания, уходом и присмотром за детьми, образовательными и творческими занятиями для детей и для взрослых, ментальным здоровьем и личностным развитием.

Люди с более высоким уровнем образования с большей вероятностью оплачивают услуги по приготовлению еды, образовательные и творческие занятия для взрослых и детей, услуги в сфере ментального здоровья и личностного развития, занятия спортом, услуги по уходу за собой, организации досуга, праздников и путешествий, ремонт и благоустройство жилья, обслуживание и ремонт автомобиля.

Наличие в семье детей в возрасте до 16 лет — статистически значимый фактор обращения за платными услугами по уходу и присмотру за детьми, образовательных и творческих занятий с детьми, лечения и поддержания здоровья членов семьи, а также организации досуга, праздников и путешествий.

В целом самая распространенная модель потребительского поведения — сочетание самостоятельного домашнего труда и покупки некоторых услуг без помощи близких. Таких среди опрошенных 57,2%.

Самостоятельное выполнение домашних дел комбинируют с платными услугами и обращением за помощью к родственникам, друзьям и знакомым 17,5% опрошенных. Все свои дела собственными силами выполняют 18,1%. Совмещают выполнение домашних дел собственными силами с обращением за помощью к родственникам, друзьям и знакомым 5,8%.

Приложения:

 
Таблица 1. Вовлеченность россиян в использование услуг в сфере домашнего хозяйства, % от тех, кто пользовался или делал

Таблица 2. Вовлеченность россиян в использование услуг в сферах досуга и ухода, % от тех, кто пользовался или делал

Данные об исследовании:

Первый в 2024 году выпуск «Барометра экономического поведения домашних хозяйств» представляет результаты статистического мониторинга занятости и потребительских расходов населения России по январь 2024 г. включительно. Изучаются особенности экономического поведения населения на данных регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России и реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023.г.(далее ЭПДХ ВШЭ). Всего на данный момент проведено три волны исследования: ЭПДХ-1 - июнь-июль 2023 г, ЭПДХ-2 - сентябрь-ноябрь 2023 г, ЭПДХ-3 — декабрь 2023 г. — февраль 2024 г.

Обследование проводится методом личного интервью с населением в возрасте 18 лет и старше по репрезентативной в масштабах страны выборке в 55 регионах Российской Федерации: ЭПДХ-1—6000 чел, ЭПДХ-2 —6079 чел, ЭПДХ-3—6809 чел.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,