На FINNEXT`25 визионеры и практики финтеха обсудили опоры для бизнеса и клиентов

13-й Форум финансовых инноваций FINNEXT, состоявшийся 25 марта в Москве, привлек 600+ участников. Его спикерами выступили 40+ руководителей организаций из финансовой и смежных отраслей.
Форум открылся панельной дискуссией «Опоры в бизнесе» с участием старшего управляющего директора, директора по AI-трансформации Сбера Сергея Рябова, руководителя департамента развития клиентской базы — старшего вице-президента Банка ВТБ Алексея Мартьянова, вице-президента, директора подразделения «Цифровые продукты для бизнеса» Банка ДОМ.РФ Олега Комлика, советника председателя правления Модульбанка и CEO банка «Хайс» Павла Семенова, директора по развитию цифрового бизнеса ОТП Банка Ивана Бахмата, генерального директора, члена совета директоров «Диасофт» Александра Глазкова и главы компании «ФлексСофт» Аркадия Лобаса.
В частности, Сергей Рябов подчеркнул, что GenAI играет основополагающую роль в трансформации финансового сектора. Сбер активно внедряет технологию в свои процессы, развивает собственную платформу и создает уникальные решения, в том числе для внешних пользователей. Недавно был представлен обновленный релиз линейки нейросетевых моделей GigaChat 2.0, который получил значительные улучшения. Новые модели обладают большими возможностями для разработки AI-агентов — эффективных автономных помощников, способных выполнять разнообразные бизнес-функции, рассуждать и самостоятельно решать сложные многокомпонентные задачи.
По мнению Ивана Бахмата, уровень цифровизации в финансовой отрасли в целом уже настолько высок, что в части клиентского опыта очень сложно придумать что-то новое. Инновационные решения появляются чуть ли не каждый день, но немногие из них имеют практическое значение для рынка. На чем акцентироваться в такой ситуации, если ты не технологический гигант и не можешь тратить миллиарды рублей на разработки? Во-первых, инвестировать в правильные решения, которые могут максимально автоматизировать клиентские сервисы и обогатить их искусственным интеллектом. Во-вторых, повышать свою внутреннюю эффективность. Спикер поделился интересным инсайтом: в банке сейчас проводится своего рода эксперимент с вайб-кодингом, который через полгода-год может существенно усилить команду фронт-разработчиков, дизайнеров, инженеров и помочь обойтись без расширения штата.
Павел Семенов отметил, что для небольших банков в приоритете должно быть не развитие ИИ само по себе — фундаментом бизнеса и драйвером разработки новых продуктов являются инженеры. «Это люди, которые не только умеют писать коды, но и знают нюансы бизнеса, умеют работать в эффективной и компактной команде. Мы не можем себе позволить армию разработчиков, более того, такая армия не является гарантией быстрого вывода новых продуктов. Поэтому мы выращиваем инженеров, которые могут использовать и ИИ, и любые технологические платформы», — рассказал спикер.
Аркадий Лобас подчеркнул, что полностью заменить иностранные аналоги без потерь невозможно, однако эффективным выходом становится постепенная замена функциональности западного ПО комбинациями технологий от различных отечественных поставщиков. Компания «ФлексСофт» недавно завершила пилотный проект в «песочнице» АФТ и приступила к промышленной реализации решения в одном из крупнейших российских банков.
По мнению Александра Глазкова, основная цель всех новых технологических стандартов ИТ-индустрии — сокращение time-to-market. Важную роль в этой задаче играют такие процессы, как генерация и реиспользуемость кода, ведь если на создание нового кода будет уходить не более 10–20% времени, откроются новые возможности для повышения эффективности.
На второй дискуссии «Опоры в платежах и расчетах» эксперты обсудили эволюцию сервисов приема платежей и способы оплаты, ситуацию с цифровым рублем, а также тренды трансграничных платежей. Максим Митусов, независимый эксперт, W1, констатировал, что с точки зрения СБП Россия остается страной карт: если рынок переводов в СБП ежегодно растет на 31,5%, темпы роста розничных платежей через эту систему оставляют желать лучшего — около 13%. Также спикер поделился прогнозами на ближайшую пятилетку: во-первых, война кешбэков закончится не скоро, но в ближайшее время станет непосильной ношей для ее участников; во-вторых, концепция daily banking мертва, поскольку «упавшие заборы» для переводов по счетам делают ненужным выбор любимого банка, и отношение к банкам будет становиться все более утилитарным. Еще одно интересное наблюдение — подешевевший транзакционный финтех, который теперь доступен многим, но немногие игроки из числа бигтеха, ритейлеров и маркетплейсов способны использовать его с максимальной выгодой для себя.
Екатерина Фроловичева, управляющий директор «Токеник», рассказала о преимуществах ЦФА для трансграничных переводов. В их числе: расчеты в рамках ВЭД без валютных переводов в/из РФ, простой документооборот; валютный контроль расчетов в ЦФА; отсутствие привязки к конкретным спецификациям, наименованиям товаров и таможенным очисткам, которые всегда возникают при переуступке прав требования и пр., а также стелс-режим — банки видят только операции с оборотным финансовым инструментом.
Как сохранить и приумножить технологическое лидерство и можно ли не замещать, а опережать — вокруг этих вопросов выстроилась дискуссия участников третьей сессии «Опоры в безопасности и отечественных технологиях». Так, Николай Ульянов, руководитель блока информационных технологий МКБ, отметил, что в крупных банках на сегодняшний день замещению подлежат только высоконагруженные элементы отечественных систем и платформ. В МКБ еще с 2021 года было принято решение использовать только Open Source или отечественный стек. Один из примеров — платформа ДБО для юрлиц собственной разработки, запущенная в 2023 году. В 2025 году это решение планируется зарегистрировать в реестре отечественного ПО.
Николай Иванов, руководитель по развитию бизнеса департамента базовых технологий Т-Банка, поделился кейсом построения современной технологической платформы наблюдаемости Sage, которая позволила снизить время простоев на 95% при росте инфраструктуры в 4 раза.
Участники четвертой сессии «Опоры для клиента» поделились кейсами использования BNPL, единых продуктовых каталогов и инновационных терминалов, а также концепцией развития финтеха через цифровое равенство и локализацию и опытом создания программы лояльности, выгодной как бизнесу, так и клиенту.
В завершающей дискуссии «Опоры на искусственный интеллект» эксперты обсудили практические кейсы использования генеративного ИИ, барьеры его применения и перспективы использования ИИ-агентов и автономных систем. По мнению Алексея Каширина, директора Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка, для того чтобы полноценно подготовиться к использованию ИИ, компании необходимы не только технологические, но и культурологические изменения. «Я считаю, что сейчас ИИ — абсолют современного цифрового мира, и любой новый продукт обязан его использовать. В противном случае теряется часть потенциала. Мы сейчас во все подразделения банка ввели новую роль — AI-product. Это люди, которые живут бизнесом, но при этом обладают очень крутым техническим бэкграундом, знают математику, data science, понимают искусственный интеллект», — отметил эксперт.
Как с помощью генеративного искусственного интеллекта вдохнуть жизнь в старые инструменты, рассказал директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса Александр Крайнов. В частности, он отметил пока еще не изученную возможность использовать методы, апробированные на текстовых последовательностях, на последовательностях финансовых, биографических и пр. «Полученные в итоге данные могут нас сильно удивить», — заметил спикер. При этом он напомнил, что есть области с нулевой толерантностью к ошибкам, и предостерег от пересечения границы возможностей ИИ.
Стратегический партнер — ОТП Банк
Специальный партнер — Информационные системы
Партнеры: BSS, ФлексСофт, Reksoft, Фитмост, Т-Банк | Sage, RNDSOFT, DIASOFT, Life Pay, Centicore Group, ТOkenique, Just AI, iSimple Lab, Dynamika, Fork-Tech, Липтсофт, Форс Дистрибуция, Современные системы, GreenData, RuBackup, Ростелеком | X.Технологии.
Фото: FINNEXT`25
мероприятий