журнал стратегия

#журнал стратегия

Ольга Грекова: «Нужна господдерж­ка, чтобы спасти иннова­ционные произ­водства свето­техники»

Генеральный директор Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) Ольга Грекова рассказывает о ситуации в светотехнической отрасли и мерах, которые помогут сберечь инновационные предприятия в период пандемии коронавируса.

Да будет свет!

— Прежде всего, хочу сказать пару слов о светотехнической отрасли. Собственно, осветительная продукция, которую выпускают наши производители, — она везде. В офисах, где мы работаем, в наших домах. Искусственный свет — на улицах, во дворах, метро, торговых центрах, театрах и т. д. Отрасль не на виду, наших производителей мало знают, но без их продукции представить мир невозможно.

Отрасль достаточно инновационная. Светодиоды уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Уверенно растет доля интеллектуального освещения на базе систем управления. Есть технологии типа human centric lighting — биодинамического освещения. Суть в том, что освещение подстраивается под биоритмы человека и, соответственно, улучшает его самочувствие и настроение.

Объем рынка светотехники составляет 145 млрд рублей в год.

Отечественный производитель под давлением

АПСС провела опрос среди участников отрасли, как «карантикулы» отразятся на светотехническом рынке. Ожидаемо, настроения сейчас очень пессимистичные. Участники отметили среди последствий падение спроса, уход одних компаний с рынка и реорганизацию других.

К сожалению, в список пострадавших отраслей российская светотехника не вошла. Более того, в нынешней ситуации выиграют зарубежные производители низкосортной, но дешевой продукции.

Российское производство качественной осветительной продукции будет вынуждено уступить им долю на рынке, если не будет помощи от государства. В случае, если предлагаемые отраслевые меры поддержки будут приняты в полном объеме, больше половины предприятий удастся сохранить.

Компании объединяются

Суровая реальность стала для многих компаний импульсом осознать, что вместе мы сильнее, что, объединившись, мы способны решить стоящие задачи.

Ассоциация существует уже 10 лет, многое сделано для развития отрасли. А сейчас, в это трудное время, оперативный штаб АПСС, начавший работу еще 20 марта, поддерживает и лоббирует интересы не только своих членов, но и компаний, обратившихся к нам за поддержкой.

Все они с самой первой нерабочей недели получили возможность продолжать деятельность и не прерывать рабочий процесс. А заявки на вступление в ассоциацию направили четыре компании.

Меры поддержки

16 апреля состоялось онлайн-заседание руководства компаний — членов АПСС, на котором выработаны предложения по мерам поддержки светотехнической отрасли. Весь пакет направлен на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти.

Предлагаемые меры в случае поддержки со стороны властей помогут выжить в новой реальности как членам АПСС, так и всей светотехнической отрасли.

Самый первоочередной шаг, который поможет спасти предприятия, — ограничение ввоза как минимум до конца этого года импортной низкокачественной продукции, которая уничтожит российское производство осветительного оборудования как отрасль.

Эта временная мера позволит вытеснить с российского рынка контрафакт и наконец реализовать национальный проект «Импортозамещение». Исключение составляет продукция, аналог которой не производится российскими предприятиями.

Что дальше

Жизнь продолжается. Наш светотехнический рынок, конечно, ждет ряд изменений. Если будут приняты предлагаемые нами меры поддержки — то сценарий один. Если нет, то другой, очень пессимистичный.

Но в любом случае можно говорить, что компании пересмотрят свой подход к работе — многие начнут активнее уходить в онлайн, в том числе даже консервативные B2B-компании стали смотреть в этом направлении.

В ассортименте ряда производителей появятся (а у некоторых уже сейчас появились) новые продукты, как, например, бактерицидные облучатели, светодиодные светильники со встроенным обеззараживающим устройством и т. д.

АПСС еще активнее работает над рядом важных проектов. Один из них — введение национальной системы цифровой маркировки продукции «Честный знак». Ассоциация инициировала его еще до кризиса, но стало очевидно, что маркировка крайне нужна для защиты отечественных производителей. Благодаря маркировке и очистке рынка от контрафактной продукции, системные российские производители смогут даже нарастить продажи на 10–20%. А государство получит дополнительные десятки миллионов бюджетных поступлений.

Маркировка позволит не допустить нелегальные товары на наш рынок или сразу выявлять их, контролировать качество продаваемой продукции, а также ее доступность и цены. Убеждены, что это послужит технологической и организационной основой для эффективной борьбы с серым импортом и недоброкачественной, подложной продукцией в нашей отрасли, создаст мощные предпосылки для укрепления позиций ответственных российских производителей.

Фото: Shutterstock; из личного архива эксперта

29.04.2020
экономика и бизнес

Владимир Маринович: как создать команду мечты

Советы ex-CEO Gett и опытного бизнес-ангела

#,
экономика и бизнес

Группа компаний АКИГ представила ежегодный отчет о КСО

Как сделать отчет по международным стандартам GRI

#
экономика и бизнес

Владимир Маринович: как создать команду мечты

Советы ex-CEO Gett и опытного бизнес-ангела

#,
экономика и бизнес

Группа компаний АКИГ представила ежегодный отчет о КСО

Как сделать отчет по международным стандартам GRI

#
анонсы
мероприятий