Платформенная занятость: динамика развития и социально-экономические эффекты
В апреле 2024 г. в Институте социальной политики НИУ ВШЭ было проведено масштабное исследование российской платформенной занятости, направленное на измерение ее распространенности, социально-демографических и экономических характеристик занятых, а также вклада платформенной занятости в экономическую активность населения. Это исследование продолжает проекты 2021-2022 гг., результаты которых были представлены в докладе «Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия». Обновленный аналитический доклад о платформенной занятости выйдет в Издательстве НИУ ВШЭ в июле 2024 г.
Проведенное исследование показало, что в 2022-2023 гг., согласно оценкам Всемирного банка, комбинирующим информацию из нескольких источников, в платформенную занятость были включены порядка 154-435 млн чел., или от 4,4 до 12% мировой рабочей силы в зависимости от метода их учета. Данные опросов населения по программе обследований рабочей силы (ОРС), как правило, дают более скромные оценки — в 2021 г. в общем числе занятых платформенные работники составляли от 0,5% в Чили до 4% в Филиппинах. В России по данным ОРС Росстата этот показатель в 2022 и 2023 гг. составлял 4,9% и 4,6% занятых соответственно. ОРС в настоящий момент является единственным источником официальных оценок распространенности платформенной занятости в России.
По оценкам НИУ ВШЭ на основе специальных выборочных опросов населения, общий охват населения в возрасте 18-72 лет платформенной занятостью в России увеличился с 14,6% в апреле 2022г. до 16,0% в апреле 2024 г., в том числе регулярной платформенной занятостью — с 3,2% до 3,5%, а эпизодической — с 11,4% до 12,5%. Генерализация данных показывает, что численность регулярной платформенной занятости увеличилась с 3,4 млн чел. в начале 2022 г. до 3,7 млн чел. в начале 2024 г. Таким образом, включенность российского населения в платформенную экономику — по сопоставимым опросным данным — находится на достаточно высоком по меркам других стран уровне.
Средняя длительность платформенной занятости на протяжении недели до проведения анкетирования по всем респондентам, включенным в такой формат занятости, составила 10 часов (это включает как поиск заказов и клиентов на платформах, так и непосредственно выполнение работ). При этом те, кто указали платформенную занятость в качестве основной, в среднем тратили на нее 28,9 часов, регулярно подрабатывающие через платформы в дополнение к основной занятости — 11,3 часа, а занятые на платформах эпизодически — 4,7 часов в неделю.
Кроме того, среди тех, кто на момент опроса не имел опыта платформенной занятости, в 2022 г. возможность выйти на платформы рассматривали 27,7%, а в 2024 г. — 30,3% (+2,6 п.п.). Максимальную готовность включаться в платформенную занятость в 2022 г. показывали безработные респонденты (52,2%), женщины в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком (49,3%), а также учащиеся и пока не работающие (41,4%). В 2024 г. лидерами стали женщины в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком (53,1%), за ними следуют безработные (50,6%), а также болеющие или нетрудоспособные длительное время или постоянно (41,7%). Среди учащихся и не работающих в 2024 г. доля рассматривающих возможность выйти на платформы немного сократилась и составила 39,6%.
Платформенная занятость обеспечивает возможность экономической активности тем группам населения, для которых трудоустройство на традиционном рынке труда по каким-либо причинам недоступно. Так, в 2024 г. 36% платформенных занятых указали, что вышли на онлайн-платформы, потому что не могли найти другой работы, которую можно выполнять из дома; 34% — потому что не могли найти другой работы с подходящим графиком; 25% — потому что в принципе не могли найти никакой другой работы. Среди тех, для кого платформенная занятость является основной, 46% выбрали этот формат, потому что не могли найти другой работы с подходящим графиком.
Треть занятых, для которых работа через платформы является основной, вышли на них в дополнение к основной работе, а со временем полностью перешли на такой формат.
В структуре платформенных занятых, по оценкам на данных выборочных обследований НИУ ВШЭ, около половины приходится на работающих респондентов, не находящихся на пенсии: в 2022 г. доля этой группы среди имевших опыт платформенной занятости, достигала 48,3%, а в 2024 г. — 51,8%. Следующая по наполненности категория — это пенсионеры, совокупная доля которых в численности платформенных занятых в 2022 г. составила 21,7%, снизившись в 2024 г. до 20,4%. Наконец, третья группа — это учащиеся; их доля возросла с 17,0% в 2022 г. до 17,4% спустя два года.
В то же время наибольшее значение с точки зрения вовлеченности в оплачиваемую занятость платформы играют для групп с самыми жесткими ограничениями по графику и формату работы: женщин с тремя и более несовершеннолетними детьми или детьми младше 3 лет, лиц с инвалидностью, студентов. Таким образом, платформы вносят важный вклад в развитие инклюзивной занятости и поддержку доходов семей с детьми.
К основным преимуществам платформенной занятости россияне относят расширение базы заказчиков за рамки своего места проживания, возможность работать из дома, гибко и автономно планировать собственный график. К основным недостаткам — отсутствие оплачиваемого больничного и отпуска, а также нестабильность заработка. При этом преимущества платформенной занятости в целом видятся более явными (получают более высокие оценки по 4-балльной шкале поддержки), чем ее недостатки.
Наиболее распространенной сферой среди всех, кто имел какой-либо опыт платформенной занятости на момент опроса, оказались услуги репетиторства и преподавания — ее отметили 17,0% платформенных занятых, услуги в сфере информационных технологий (14,7%), а также услуги пассажирских и грузовых перевозок и курьерской доставки (суммарно 13,3%). В 2022 г. в аналогичные сферы были включены 21,1%, 17,3%, и 13,7% платформенных занятых соответственно.
Наиболее популярные платформы в 2024 г. — это Авито.Услуги (на ней зарегистрированы почти 50% россиян, имеющих опыт платформенной занятости), следом за ней идут платформы, специализирующиеся на услугах такси и доставки — их используют 23,4% платформенных занятых, в том числе 13,9% — используют экосистему Яндекс.Go; затем — платформу Яндекс.Услуги (22,8%) и Профи (19,0%).
При этом среди всех платформенных занятых 51,6% зарегистрированы на одной платформе, 27,7% — на двух, 20,7% — на трех и более. Среди тех, для кого платформенная занятость является основной, аналогичные показатели составляют 61,6%, 20,3% и 18,1%. Описанная ситуация может стать одним из технических барьеров в развитии регулирования сегмента платформенной занятости.
Приведенные оценки основаны на материалах репрезентативных опросов населения России в возрасте 18-72 лет, проведенных по заказу НИУ ВШЭ на вероятностной интернет-панели «ВЦИОМ-Онлайн». Размер выборки составил более 12 тыс. респондентов в 2022 г. и более 8 тыс. в 2024 г.
Фото: Pexels