журнал стратегия

#журнал стратегия

«Продуктивнее всего работают люди, у которых горят глаза»

Андрей Лучицкий — руководитель продукта Линк Чаты в МТС Линк. Он руководит разработкой нового корпоративного мессенджера, важного элемента платформы унифицированных коммуникаций для крупного бизнеса. Андрей на своем опыте рассказывает, как в России создаются конкурентоспособные продукты, не уступающие западным аналогам.

В 2022 году с российского рынка начали уходить западные сервисы онлайн-коммуникаций. Это создало новые возможности для наших разработчиков, и сейчас в России около 20 компаний создают корпоративные мессенджеры. Однако большую долю рынка по-прежнему занимают ведущие международные вендоры. Пока ни один российский сервис не способен заменить крупнейших поставщиков, располагающих многотысячными командами и получающих отзывы о работе от клиентов со всего мира.

Но российские сервисы развиваются очень быстро, и все больше пользователей доверяют им. В отличие от зарубежных конкурентов, российские вендоры учитывают запросы именно российских пользователей, готовы предоставлять русскоязычную техподдержку 24/7 и следят за соответствием ИТ-продуктов всем актуальным требованиям законодательства.

Компания-разработчик сервисов МТС Линк занимается программным обеспечением для онлайн-коммуникаций с 2013 года, и корпоративный мессенджер давно был в ее планах. Конечно, в новых условиях непросто создать успешный продукт, который будет и привлекать лиды, и продаваться на рынке, и пользоваться популярностью. Сначала у нас была только идея и команда из 40 разработчиков. Но всего за год мы создали мессенджер, оснащенный множеством удобных опций, подходящий для работы как больших корпораций, так и стартапов.

Мессенджер включает в себя чаты, открытые и закрытые каналы, треды и видеозвонки. Команда может обмениваться файлами, ставить реакции, упоминать коллег и находить их через адресную книгу. Сейчас наш мессенджер находится на стадии бета-тестирования, его пробовали десятки компаний, в том числе наша: мы перешли на него с зарубежного решения и пользуемся им каждый день.

 

Роль продакт-менеджера

Я как руководитель продукта отвечаю за его создание и улучшение. В мои обязанности не входит понимание того, как что-то кодится. Я отлично знаю особенности продукта, понимаю, как его разрабатывать, сколько это стоит. Но сам написать программу я не могу — у меня другие обязанности. Я ставлю задачи, рассказываю, что и как нужно разрабатывать, чтобы соответствовать запросам рынка: мы будем делать вот это, потому что это нужно конкретной группе потенциальных пользователей.

Я знаю, какие опции нужны и почему они будут полезны, — провожу все необходимые исследования. А непосредственно разработкой занимаются другие специалисты. Еще я оцениваю трудоёмкость каждого процесса, хотя зачастую это субъективно.

Хотя у продакт-менеджера нет задачи писать или проверять код, нам необходимо понимать базовые термины в программировании. Мой путь был нетипичным для этой специальности: все свои навыки я получил из практики, работая с реальными продуктами. Но сейчас у молодых специалистов есть огромный спектр возможностей. Я считаю, что если нравится какой-то вид деятельности, то нужно использовать все способы развития в нем: смотреть обучающие видео, проходить курсы, читать книги — и ни в коем случае не останавливаться.

При этом важно понимать, что продукт развивается не по прихоти продакт-менеджера: я не могу просто зайти и сказать, что мне, например, нужны эмодзи. Перед тем, как начать работать над новой опцией, нужно понять, зачем она нужна. Для этого мы составляем User Story, портрет пользователя. В процесс создания истории вовлечены дизайнеры и продуктовая команда, которая проводит исследования, ищет интересные практики.

Когда наша история вырисовывается, мы идём с набросками и схемами к разработчикам. Они нам дают обратную связь по технологической проработке и временным рамкам. Мы спорим, договариваемся и ищем баланс между дизайном, разработкой и маркетинговыми условиями. И этот — в хорошем смысле — конфликт разрешается в пользу того или иного варианта. Важно помнить, что бизнес всегда прав. И последнее слово остается за мной как связующим звеном между заказчиками и разработчиками. Но я прислушиваюсь к мнению остальных членов команды. Всегда.

 

Подбор команды

Сейчас над разработкой мессенджера трудится около 70 человек, команда постоянно расширяется. При этом важно, чтобы в нее входили единомышленники. У меня бывали ошибки найма, когда я в первую очередь при подборе кадров больше ориентировался на умения человека, hard skills, как бы странно это ни звучало.

Продуктивнее всего работают люди, у которых горят глаза. Не те, кто говорит «я хочу продвинуться по карьерной лестнице» или «сделать что-то для развития компании», а те, кто приходит и говорит: «Хочу создать что-то классное». Если у кандидата горят глаза, то я понимаю: с ним будет очень легко и хорошо работать.

Вот еще один лайфхак: иногда я прошу кандидата описать процесс приготовления лучшего омлета в его жизни. Нужно разбить приготовление на небольшие этапы, на которые ты можешь влиять. Ничего сложного, чисто логика. Но иногда люди очень непоследовательно решают эту задачу. Перепрыгивают между процессами. Например, в самом начале, при выборе продуктов для приготовления, говорят о том, что важны подача и правильная тарелка.

Ещё я очень люблю, когда люди не нервничают на интервью и мы просто спокойно разговариваем.

И в заключение хочу дать совет каждому начинающему продакт-менеджеру: если вам представится возможность поработать в стартапе, обязательно соглашайтесь. Там вы моментально будете получать обратную связь, иногда в достаточно жесткой форме. Но вы научитесь быстро реагировать на обстоятельства и моментально исправлять ошибки. Это бесценный опыт.

 

О себе

Школу я закончил в Кишиневе, Молдова. Потом — школа бизнеса и управления в Лондоне. Там я учился развивать бизнес на международном рынке. Год поработал на обычной менеджерской должности в Англии.

Потом решил вернуться в Москву. Так получилось, что я познакомился с партнером Boston Consulting Group (BCG — международная консалтинговая компания, входит в «большую тройку управленческого консалтинга»). И мне предложили попробовать поработать там.

Целый год я был стажером в BCG, и за это время открыл для себя мир проектов. Многому пришлось учиться с нуля. Целью было получить работу в компании, но в итоге в штат я не попал — конкуренция огромная, проходят два-три человека из 100. Однако время не прошло даром — меня пригласили на внештатную должность.

На этой позиции я занимался проектами, связанными с нефтяной отраслью и производством: оптимизация, построение моделей. Там отработал год, а потом получил предложение от Ростеха, куда пошел заниматься оборонной промышленностью. Работа была интересной, но в какой-то момент мне показалось, что я занимаюсь чем-то, что не приносит конкретных результатов. А тратить свое время нужно только там, где можно приносить реальную пользу.

И я ушел работать в компанию “Примавера” – продуктовую компанию, основанную в Санкт-Петербурге, которая создает IT-решения для бизнеса. Моей задачей было оценивать, соответствуют ли идеи команды запросам рынка. За всё время работы, примерно четыре года, мы протестировали около десяти продуктов. Некоторые гипотезы выстреливали, некоторые — нет. Последним моим продуктом стал корпоративный мессенджер «Пачка». И опыт его запуска я теперь использую в создании мессенджера МТС Линк.

Фото: Unsplash; Freepik - Senivpetro; из личного архива эксперта

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Что ожидает российскую экономику в 2025 году: прогнозы экспертов

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Совет HR-специалистам на 2025 год – инвестируйте в обучение сотрудников

 

#, , , ,