Разумная локализация
Без поддержки правительства российский фармрынок вряд ли переживет кризис без больших потерь. Какие варианты взаимодействия предлагают крупные игроки, где взять ресурсы на модернизацию фармацевтических производств, почему импортозамещение в здравоохранении не может быть полным, Журналу Стратегия рассказали представители крупнейших производителей лекарств и медицинского оборудования – президент ГК «Новартис» в России Вадим Власов и директор по государственным связям по России, Центральной и Восточной Европе компании Johnson & Johnson Ирина Дорохова.
|
Как отмечают многие эксперты, российский рынок серьезно отличается от мирового. Каким аспектам вы уделяете внимание при работе в России?
Российский рынок больше десяти лет показывал впечатляющие темпы роста, что делало его привлекательным для международных компаний. Однако с конца 2014 года сам рынок и система здравоохранения в целом оказались под влиянием общей негативной экономической ситуации в стране. Тем не менее нужно оценивать этот период трудностей как время возможностей. Открыв свой офис в России в 1991 году, компания Johnson & Johnson демонстрирует приверженность российскому рынку, видит его одним из своих приоритетов. Мы выступаем надежным партнером государства, поддерживая инновационное экономическое развитие и реализацию долгосрочных государственных программ в области здравоохранения и в фармацевтической отрасли. Мы видим значительный потенциал собственного участия во многих государственных инициативах, таких как содействие развитию российской фармпромышленности и поддержка проектов локализации, проведение научных исследований. Кроме того, оцениваем перспективы в стимулировании проектов государственно-частного взаимодействия в здравоохранении, пилотные программы в области лекарственного страхования, создание единого регуляторного режима в рамках Евразийского экономического союза.
Кризис пошатнул все отрасли экономики. Одной из самых незащищенных стало здравоохранение. На Ваш взгляд, что необходимо сделать для того, чтобы и в этот период система в целом реализовала свой потенциал?
Здоровье населения страны является одним из ключевых факторов экономического роста и должно стать общей приоритетной задачей. К сожалению, непростая ситуация в экономике страны влечет за собой сложности и для отраслиСегодня крайне важно понимать, что затраты федерального бюджета на сектор здравоохранения – в первую очередь инвестиции в человеческий капитал, развитие экономики и повышение благосостояния и уровня жизни в России. Поэтому в связи с ограниченным финансированием здравоохранения необходимо сконцентрироваться на вопросах повышения эффективности работы системы и, соответственно, достижения большей пользы для пациентов. Нужно стремиться к росту показателей снижения риска заболеваний, числа осложнений, смертности, количества повторных обращений, усилить профилактическую составляющую. В настоящее время в отношениях между государством и бизнесом важно определить оптимальные для обеих сторон инструменты повышения эффективности затрат. Ими могут стать долгосрочные контракты, внедрение всеобщего лекарственного обеспечения для наиболее критичных для России заболеваний, внедрение технологий, снижающих расходы в госпитальном сегменте.
|
Какие инструменты может предложить Johnson & Johnson в рамках сотрудничества с государством для построения более эффективной модели затрат?
Мы считаем, что с государством нужно вести более тесный диалог. И тут очевиден потенциал программ государственно-частного взаимодействия. Мы говорим об этом абсолютно уверенно, так как первый проект ГЧП в области здравоохранения в России был реализован именно Johnson & Johnson в сотрудничестве с министерством здравоохранения Республики Татарстан. В 2008 году в Казани мы открыли Образовательный центр высоких медицинских технологий для реализации кадровой политики ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года» и стратегии «Здравоохранение 2020». Как компания, обладающая огромным опытом и практиками работы в странах с самым разным уровнем экономического развития, мы готовы предложить ряд методов по повышению эффективности бюджетных расходов в области лекарственного обеспечения. Во-первых, речь может идти о заключении так называемых финансово обусловленных соглашений, подразумевающих прогрессивные скидки в зависимости от числа пациентов и продолжительности лечения, или результат-обусловленных соглашений, предполагающих оплату в зависимости от полученного эффекта терапии. Во-вторых, заключение долгосрочных контрактов на поставку лекарственных препаратов и медицинской техники. Преимуществом таких соглашений является возможность их заключения на условиях, которые не могут быть достигнуты при существующих механизмах закупок для государственной системы здравоохранения. Отмечу также высокую оперативность адаптации к сложившейся практике государственных закупок без привлечения дополнительного финансирования. Кроме того, использование долгосрочных контрактов может обеспечить планирование исполнения программ государственных гарантий в течение последующих лет, а заказчикам и поставщикам по таким контрактам – взаимовыгодную скидку. При этом стоимость продукта может быть зафиксирована на согласованном уровне, который не будет зависеть от колебаний курса валют с гарантируемыми бесперебойными поставками.
Как Вы оцениваете политику государства в части стимулирования импортозамещения? Как Ваша компания принимает этот вызов?
Формирование сильной медицинской промышленности в России и стимулирование локализационных процессов вне всяких сомнений важный и правильный шаг российского государства. Но к этим процессам следует подходить разумно и ответственно. Очень важно учитывать потребности пациентов: импортозамещение должно быть взвешенным и соответствовать не только интересам промышленной политики, но в первую очередь нуждам всей системы здравоохранения, содействовать расширению доступа пациентов к лечению. Поэтому здесь необходимо применять индивидуальный подход. Так, локализация и импортозамещение могут оказаться неэффективными, если принятие компаниями решений о локализации будет инструментом выживания на рынке. Стоит также помнить о том, что ряд инновационных лекарственных препаратов и товаров медицинской техники не может быть локализован – производство для нужд глобального здравоохранения организовано всего на одной–двух площадках в мире. Путь Johnson & Johnson в области локальных проектов – создание партнерств, в рамках которых мы реализуем совместную продукцию и передаем технологии производства наших препаратов российским компаниям. Например, уже сегодня у нас есть локальное производство целого ряда препаратов для лечения онкогематологических заболеваний, ВИЧ, туберкулеза. В скором времени мы приступаем к реализации проектов в секторе медицинского оборудования.
Как реализуется политика импортозамещения в секторе фармпроизводства, в частности, по замещению иностранных лекарств из перечня жизненно важных препаратов? Кто из российских компаний является лидером в реализации политики импортозамещения? Возможно ли полное замещение, включая сырье для изготовления медикаментов?
Политика импортозамещения на фармацевтическом рынке, в том числе и в отношении препаратов, входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), озвучена государством еще в 2010 году, когда началась разработка программы «Фарма 2020». За прошедшие годы номенклатура локально производимых лекарственных средств существенно расширилась. Говоря об опыте импортозамещения, отмечу, что локализация может осуществляться как с помощью создания собственного производства на территории страны, так и путем партнерства зарубежных производителей с российскими компаниями. «Новартис» реализует свои планы по локализации в обоих направлениях. Вместе с тем локализация для нас не только производство, но и разностороннее сотрудничество с российскими специалистами в таких областях, как наука, совместные разработки, проведение клинических исследований и образовательные программы. Относительно полного замещения современная глобальная кооперация устроена таким образом, что 100% местное производство может быть существенно менее выгодным. Если говорить о сырье для производства лекарственных средств, в том числе и о фармацевтической субстанции, то потребуются огромные объемы производства, чтобы окупить инвестиции в локальное производство. На мой взгляд, открытым остается вопрос о стимулах для переноса на территорию РФ производства инновационных препаратов. Одним из инструментов для решения данной задачи может стать некая синергия между инвестиционными контрактами и встречными государственными контрактами на закупку, которые также могут носить долгосрочный характер с целью определенной фиксации цены для защиты от колебания курса. Постановление № 708 позволяет заключать трехсторонние соглашения между инвестором, субъектом РФ и Министерством промышленности и торговли. Тем не менее ряд вопросов в отношении специальных инвестиционных контрактов остается открытым. В частности, отсутствует соответствующее положение в Налоговом кодексе, а также требуют уточнения нормы ответственности при несоблюдении условий договора со стороны государства. Сейчас мы ведем обсуждение с соответствующими органами исполнительной власти о совершенствовании данного механизма и возможности совместить специальные инвестиционные контракты с долгосрочными государственными контрактами на закупку.
|
Насколько необходима глубокая технологическая модернизация производств в настоящее время? Когда она будет возможна?
Введение норм надлежащей производственной практики на территории РФ и в рамках ЕАЭС, безусловно, позитивно повлияет на модернизацию производств. Оценить глубину модернизации, необходимую для отрасли, довольно затруднительно. Такая оценка будет в некотором роде «средней температурой по больнице». Тем не менее в последние годы заметно увеличилось число фармацевтических производств, отвечающих самым современным требованиям. Одной из проблем, связанной с локализацией, является определение локального лекарственного средства. Недавно принятое Постановление Правительства № 1289 определяет первичную и вторичную упаковку в качестве критерия локального продукта для дженериков до конца 2016 года и предоставляет преференции в государственных закупках по сравнению с импортной продукцией. В отношении локализованных инновационных препаратов таких преференций не имеется. Также следует отметить, что модернизация производства – это постоянный процесс, у которого не может быть финальной точки. И данный процесс связан не только с самим производством и его инфраструктурой, но и с кадрами и технологиями. «Новартис» заинтересован в расширении партнерств с российскими специалистами с целью развития современных подходов к производству и контролю качества лекарственных средств.