Россия ищет таланты: система работы с HiPo

Фото: Рашит Шириязданов
Именно человеческий капитал является условием конкурентного преимущества не только отдельных организаций, но и целых макроэкономических систем. Причем в условиях нарастающих изменений, в период VUCA, актуально не столько знание возможностей человека здесь и сейчас, сколько прогнозирование его возможностей завтра. Речь идет о выявлении, развитии и раскрытии потенциала людей, где особое место занимают HiPo.
Россия ищет таланты?
Многие страны развивают общенациональные системы работы с людьми, обладающими высоким уровнем потенциала, с раннего возраста для таких детей создаются «супершколы». В Сингапуре раз в год для всех 11–12-летних детей проводится глобальное тестирование. Лучшие попадают в элитные учебные заведения, их учебу оплачивает государство. В Китае ученики в первом классе сдают ЕГЭ, по результатам которого наиболее талантливые направляются на обучение в школы более высокого уровня. В Индии существуют субсидируемые государством школы для одаренных детей, каждая из которых отличается критериями отбора, учебной программой и программой внешкольных занятий. В Швеции, Финляндии и других странах каждый ученик в школе имеет индивидуальный план развития.
Примеров очень много, а что в России? Сегодня в стране на системном уровне подобная работа ограничивается в основном различными олимпиадами и конкурсами. Но бесспорно одно — Россия ищет таланты!
Развиваются хорошие практики в некоторых регионах, существуют подсистемы развития талантов в отдельных университетах. При этом в целом очевидно, что наша система образования в контексте методологической работы с потенциалом людей нуждается в трансформации. Для построения российской системы работы с HiPo, помимо изучения опыта других стран, целесообразно обратиться к развитым практикам бизнеса и попробовать масштабировать эти подходы на Российскую Федерацию в целом.
Талантливый человек талантлив во всем?
У большинства российских компаний нет выделенной модели потенциала и зрелых процессов работы с HiPo. В данной области на передовой находятся международные корпорации и действительно крупный российский бизнес — отраслевые лидеры. Оценки потенциала у применяющих данный инструментарий компаний разнятся, но в основе такой работы лежат схожие компетентностные модели, которые позволяют сформировать представление о будущей успешности человека.
Интересен и другой факт: компании, которые не используют в своей управленческой практике методики работы с потенциалом персонала, все же ориентируются на схожие компетенции при приеме молодежи на работу (по данным исследования «Альянс Консалтинг» в составе ГК АКИГ «Россия ищет таланты: поколение Y на рынке труда», 2016 год). В центре внимания большинства компаний при подборе персонала находятся ориентация на результат, аналитическое мышление и обучаемость (мотивация к обучению и открытость новым знаниям) кандидатов.

Таким образом, все же существует возможность сформировать универсальную модель потенциала, которая будет интересна работодателям, и, как следствие, создать методологическую основу российской системы работы с HiPo.
Есть ли «линейный руководитель» у школьника или студента?
Среди инструментов оценки потенциала в компаниях в большей степени распространены практики методологически структурированной, но «живой» оценки со стороны руководителя. Часто в процедуру, помимо непосредственного руководителя, вовлечены и другие сотрудники-эксперты, взаимодействующие с оцениваемым человеком (кадровые комитеты). Данный подход позволяет оценить практическую сторону потенциала, а дополняют картину различного рода тесты и опросники, которые заполняет уже непосредственно сам оцениваемый человек.
В масштабах государственной системы работы с HiPo оптимальным является использование тестовых методик. Однако в эту систему могут быть включены и наиболее распространенные в бизнес-среде инструменты оценки потенциала.
Роль по отношению к ученику, аналогичную начальнику в компании, в школе может выполнять классный руководитель, а в «кадровые комитеты» могут входить другие преподаватели, а также родители. Подобные проекции применимы и к системе высшего профессионального образования. К примеру, в европейских странах работа с одаренными детьми строится на основании оценки школьных учителей и психологов, подкрепляемой информацией от родителей.

Оценка потенциала используется и при формировании компаниями внешнего молодежного кадрового резерва. Среди распространенных инструментов оценки при этом значатся корпоративные профессиональные конкурсы и олимпиады с включением в них различных элементов геймификации (деловые игры, симуляции). Необходимо отметить, что в целом опыт успешного участия в различных внеучебных активностях и проектах (конкурсы, олимпиады) серьезно повышает конкурентоспособность выпускника вуза в глазах работодателей (по данным исследования «Альянс Консалтинг» в составе ГК АКИГ «Россия ищет таланты: поколение Y на рынке труда», 2016 год). Для компаний это является дополнительным подтверждением высокого потенциала будущего сотрудника. Таким образом, наиболее распространенная в России практика поиска талантов, о которой было сказано вначале, востребована бизнесом. Однако эта практика нуждается в явном методологическом структурировании, фундаментом которого должна быть совершенно четкая модель потенциала. Подобные принципы лежат в основе методологии работы Молодежной кадровой платформы «Устойчивое будущее России». Отбор Платформы строится в соответствии с компетентностной моделью, позволяющей оценивать потенциал участников, и с учетом совокупности их успешных внеучебных активностей. Модель оценки участников «Устойчивого будущего России» ежегодно совершенствуется по результатам проводимых исследований.
Давать правильные ответы или задавать правильные вопросы?
Обучение в рамках решения рабочих задач — наиболее распространенный подход к развитию потенциала, используемый бизнесом (по данным исследования «Альянс Консалтинг» в составе ГК АКИГ, 2017 год). На практике этот подход реализуется через проектную деятельность (исследования, проработка новых идей, реализация задач развития) и кросс-функциональные перемещения, позволяющие человеку проявлять и укреплять свои возможности в нестандартных (непривычных) ситуациях. В целом, данный подход масштабируется на уровень российской системы работы с HiPo через подсистему дополнительного образования, сфокусированную на кружковой работе и направленную на развитие творческой одаренности, через летние школы для одаренных детей с проектной деятельностью, а также посредством «перескакивания» через классы (от одного до трех раз за весь период школьного обучения) или создания смешанных курсов (классов) с более старшими учениками опять же с проектно-ориентированным обучением. В основе всех этих элементов системы должна лежать модель потенциала. Качественным локальным примером подобного масштабирования является «Летний кампус» Президентской академии.
|
Летний кампус Летний кампус Президентской академии — уникальный ежегодный международный образовательный проект для молодежи, учебная программа которого состоит из лекций и интерактивных занятий с ведущими российскими и зарубежными учеными, государственными служащими и бизнесменами мирового уровня. |
Пройдя процедуру оценки и отбора в Кампус, молодые российские таланты имеют возможность погрузиться в развивающий интенсив, сформированный по лучшим стандартам современного образования, в структуру которого встроена работа над проектами. Сопровождение проектной работы участников Кампуса осуществляют эксперты из корпоративного сегмента.
|
Молодежная кадровая платформа «Устойчивое будущее России» Молодежная кадровая платформа объединяет молодых лидеров России, создает условия для их самореализации и формирует кадровый резерв в интересах устойчивого развития страны. Партнерами Платформы являются крупнейшие коммерческие компании, органы государственной власти, ведущие вузы и представители экспертного сообщества. Ежегодно в работе Платформы принимают участие тысячи студентов и выпускников вузов со всей России. Благодаря развивающей программе и работе с экспертами сокращается разрыв между уровнем подготовки молодых специалистов и требованиями современных работодателей. Выпускникам Платформы легче найти работу, а партнерам Платформы — сотрудников. |
Как действовать
Ключевые изменения в системе образования России — важнейшая задача. При этом значительным является также и выработка правильного подхода к решению этой задачи. Проблема многих изменений в России заключается в «монолитности конструкции» — внедренное один раз решение очень сложно трансформировать потом, поскольку существующие государственные процедуры разработки решений длительны и малоэффективны. При этом изменение — это не разовое событие, а сложный многофакторный процесс, и любые новые решения нуждаются в дальнейшей «донастройке».
Будет непрерывно меняться мир, будет меняться запрос, соответствующим образом должна будет меняться и российская система работы с HiPo (должны будут трансформироваться и модели, и процессы, и инструменты). Поэтому здесь нужен своего рода механизм непрерывной тонкой настройки системы, учитывающий мнения заинтересованных сторон (бизнеса, учебных заведений, государственных структур, молодежи).
|
«Эффективное здравоохранение» «Эффективное здравоохранение» — постоянно действующая интерактивная дискуссионная площадка, нацеленная на поиск новых решений и путей развития сферы здравоохранения, требующих комплексной межведомственной координации. |
Если внутри системы сложно настроить процесс непрерывного совершенствования, то он должен быть вынесен за рамки данной системы. Подобным хорошим примером может выступать площадка «Эффективное здравоохранение», в рамках которой заинтересованные стороны путем регулярного диалога, качественной экспертизы и цивилизованного лоббизма решают важные задачи развития отрасли.
В России есть ответственные бизнесмены, прогрессивные чиновники, хорошие эксперты, а также талантливые молодые люди, которые готовы работать в таком формате.
Представляется, что создание площадки «Эффективное образование» позволит нам всем вместе успешно искать таланты в России.
мероприятий