журнал стратегия

#журнал стратегия

Рынок кадров в строительной отрасли: состояние, прогнозы, решения

Отрасль строительства является локомотивом всей отечественной экономики и оказывает огромное влияние на смежные сферы. Основатель проекта «Сообщество практиков» Григорий Котомин в авторской статье анализирует текущее состояние отрасли, кадровый вопрос и дает прогнозы на будущее. Не очень позитивные.

 

Состояние рынка кадров

На стройке по всей России заняты 6 млн человек. При этом она недоукомплектована кадрами – это порядка 15% от общей численности занятых в отрасли. Такая ситуация сложилась под влиянием демографического фактора, геополитической ситуации и ее последствий, фактора перетока кадров в другие отрасли, так как конкуренция за сотрудников идет не только внутри отрасли, но и, например, со службами доставки и такси. Также на кадровый дефицит оказывает влияние фактор активного роста темпов и объемов строительства.

Еще один важный момент заключается в том, что стройка – отрасль с исторически низкой производительностью. Проблемы здесь привыкли закрывать людьми, целясь не в производительность и эффективность, а в количество сотрудников. Такая отраслевая установка и раздувает количество вакансий в компаниях, создавая постоянно растущую потребность в дополнительном количестве людей.

 

Кого не хватает?

В рамках конкретных профессий дефицит ощущается на самых разных уровнях. Например, не хватает компетентных менеджеров среднего звена. Поэтому компании стараются максимально их удерживать. Среди белых воротничков большой спрос на руководителей проектов и строительства. Стандартно ищут инженеров-проектировщиков, инженеров-конструкторов – всем хочется строить быстрее и быстрее сдавать объекты.

Также растет спрос на инженеров ПТО, которые на площадке занимаются полезной бюрократией. Сейчас заказчики стали требовательнее относиться к подготовке документации. Стройка – это все еще очень «бумажная» отрасль.

Если говорить о рабочих профессиях, то здесь в огромных количествах нужны сварщики. Также не хватает бетонщиков, арматурщиков, опалубщиков. Растет спрос на машинистов всевозможной техники – экскаваторов, бульдозеров, кранов.

И в целом большой редкостью в стройке сейчас становятся квалифицированные сотрудники – люди приходят в отрасль с очень низким качеством знаний. Ведь, если квалификация не является фактором принятия решений, то зачем ее растить.

В стройке очень мало частной инициативы в образовании. В основном обучением занимаются государственные колледжи и институты. Но при всей своей мощи и масштабе они не успевают учитывать рыночные изменения, например, новые технологии и проектные решения. Знания быстро устаревают, люди не успевают их обновлять. Также важно отметить, что работа на площадке – это напряженная и стрессовая работа, выпускников к этому не готовят. Их готовят быть инженерами, а не управленцами и менеджерами, и это проблема наших образовательных программ. В итоге люди не справляются со стрессом и увольняются. А ведь эти молодые сотрудники как раз и формируют будущее компаний на рынке и имидж всей отрасли.

 

Какие прогнозы и решения?

Не очень позитивные. Ситуация будет только усугубляться. При сохранении нынешних темпов стройки и отсутствии системных изменений, дефицит будет нарастать. Людей больше не рождается, люди стареют и из стройки уходят, молодые на их место не приходят, потому что, опять же, демография плохая и стройка не популярна среди молодого поколения. Спрос будет расти, зарплаты будут расти, все будут стараться друг у друга перекупать сотрудников.

Эйчарам я бы рекомендовал исходить из того, что ближайшие пять лет они будут жить в таких условиях. На мой взгляд, есть три уровня решений: быстрая победа – то, что может дать скорый результат; какие-то среднесрочные шаги, где нужно чуть больше заморочиться; и верхнеуровневые решения, которые потребуют поддержки руководства или системных изменений.

В первом случае эйчарам крупных застройщиков, крупных генподрядных компаний и холдингов нужно всерьез озадачиться работой с подрядчиками, задействованными на их строительных проектах, помочь им наладить процессы найма и привлечения, создать партнерские программы повышения квалификации и обучения, наладить передачу лучших практик, повышения качества менеджмента. Подрядные организации аккумулируют большую часть людских ресурсов, часто являются стартовой точкой работы в отрасли, а иногда, по сути, внешним кадровым резервом в части линейного ИТР и менеджерского звена в строительстве.

С точки зрения среднесрочных шагов я бы выделил лидерство в издержках. Т.е. стройка должна стать производительнее. Важно построить эффективные процессы, приучить людей к культуре бережливого производства. Также нужно смотреть на этап формирования петли лояльности сотрудника, на текучесть людей, анализировать причины их ухода, и разбираться с этими проблемами.

Среди более глобальных решений – формирование и развитие бренда отрасли путем совместных усилий крупных работодателей. Менять отношение родителей, студентов, детей к строительной отрасли, повышать её привлекательность и менять восприятие. Бренд стройки, как отрасли проигрывает конкуренцию ИТ, банкам, ритейлу. Существует множество предубеждений и стереотипов относительно строительной отрасли, с которыми просто никто не работает. Также есть влияние моды, трендов, всё цифровое ассоциируется с чем-то классным и прогрессивным.

В данном ключе лишь единицы работодателей проявляют инициативу. Здесь срабатывает «эффект Гагарина» – первый всегда рискует больше. Поэтому многие строительные организации не спешат первыми вкладывать ресурсы в своих людей, боясь их ухода. В итоге все ждут, кто же будет первым.

Фото Артема Реутова; Pixabay

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Из порядка 30 китайских производителей электрокаров лишь две компании работают с прибылью

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Центробанк запустил второй этап пилотного проекта по тестированию цифрового рубля

 

#, , ,