журнал стратегия

#журнал стратегия

Соцсферу спасет бизнес

чупшева3Качество социальной среды напрямую зависит от экономической ситуации в стране, но и социальная среда влияет на экономику. Эксперты уверены, что одной из самых успешных моделей развития соцсектора может быть государственно-частное партнерство. Но что сдерживает предпринимателей в регионах, чего они ждут от государства, и какое настроение у бизнеса в целом? Об этом Журналу Стратегия рассказала директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

Светлана, какой сейчас настрой у бизнеса? Наблюдается ли затишье в предпринимательской среде?

На площадке АСИ собираются активные предприниматели, готовые работать, предлагать и участвовать в разработке предложений на уровне регионов и федерального центра по различным вопросам. Для них очень важно, что сегодня государство слышит их голос. Они видят, что те предложения, которые они делали, ложатся в конкретные нормативно-правовые акты, регламентирующие облегчение условий ведения бизнеса, снижение административных процедур.

Сегодня создаются новые инструменты и институты поддержки. Это фонды развития промышленности, моногородов, поддержки малого и среднего бизнеса. Предприниматели готовы инвестировать. Есть запрос на реализацию проектов в социальной сфере. Здесь очень важно, чтобы регуляторы – министерство труда, здравоохранения, образования – на своем уровне создавали все возможности для длительного государственного заказа, чтобы бизнес был уверен в будущем. Участие частного бизнеса в социальной сфере дает возможность улучшить качество услуг для населения, существенно обновить инфраструктуру. Примеры таких успешных проектов есть. Мы их стараемся тиражировать.

Я не говорю, что кризиса нет и все хорошо. Но я думаю, что ругают все, а нужно пробовать что-то делать, предлагать для улучшения ситуации. Вот с такими предпринимателями мы работаем.

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин высказал опасение, что у многих предпринимателей сегодня иждивенческий подход в отношении государства. Вы с этим согласны?

Есть такие, да. Но я не считаю, что их большинство. Меры поддержки, которые создаются на уровне государства, должны стимулировать, создавать инфраструктуру и обеспечивать некий госзаказ на услуги, особенно в социальной сфере. Говорить о том, что у нас все замечательно не приходится. Зайдите в детские дома, дома престарелых. – все в плачевном состоянии. Только за счет федерального бюджета без привлечения средств бизнеса и инвестиций мы не решим эту проблему.

Нужно ли создавать специальные условия для социальных проектов?

Мы поддерживаем проекты, над которыми работает профессиональная команда, создающая качественную услугу или продукт не только для российского рынка, но и на экспорт. Сейчас отмечают, что Центр поддержки экспорта должен поддерживать инновационные продукты, которые продаются за рубеж. Да хоть гири мы будем поддерживать, если их покупают на глобальном рынке. Это соответствующий индикатор качества конкурентоспособного продукта. И не важно, инновационный товар или нет. А там, где есть лидер, готовый без поддержки АСИ, региональных и федеральных органов власти реализовывать проект, все получится. Наша задача не мешать таким лидерам и создавать необходимые условия для того, чтобы проект был реализован именно здесь, в России, в конкретном регионе.

Рассматривает ли бизнес возможность появления проектов ГЧП в сфере движимого имущества?

Безусловно, это бизнесу интересно, это его запрос. Один из проектов скорой помощи, в частности, был озвучен на конгрессе. Команда запустила этот проект успешно в нескольких субъектах РФ. Это обновление парка машин скорой помощи. Они вкладывают туда собственные инвестиции, а окупают за счет тарифа на услугу. Но, безусловно, если бы возможно было реализовать этот проект на основе механизма ГЧП, и эти машины скорой помощи могли бы быть учтены в концессионном соглашении, этот проект был бы более окупаемым и рентабельным. Выход для населения – это качественная услуга, новый автопарк. Выгода для бизнеса – это плечо, подставленное государством.

А интересно ли бизнесу создание каталогов успешных проектов?

Конечно, интересно. В международной практике это активно применяется. Тем более для МСП, когда дается готовая финансовая модель, бизнес-план проекта, коробочное решение, которое возможно реализовать в любом субъекте РФ, это как раз минимизирует затраты на предпроектное финансирование и разработку такой модели. Это некий маркетинг со стороны государства. Например, если бы регион сказал, вот в этом месте нам необходимо построить булочную, а вот здесь нужно кафе, понимая анализ рынка, спрос на эту продукцию. И если сюда приходит проект, малый и средний бизнес, получая поддержку со стороны корпорации развития МСП, готов реализовать модель. Ему не надо проводить дополнительные маркетинговые исследования.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

За последние три года в России на 15% выросло число мест общественного питания

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Набиуллина прокомментировала фейки о заморозке вкладов россиян

 

#, ,