журнал стратегия

#журнал стратегия

Типографии устояли в кризис: главное — быть в тренде

Минувший год оказал огромное влияние на весь бизнес, в том числе и на полиграфическое производство. Кто-то не справился с трудностями и был вынужден уйти с рынка, кому-то пришлось затянуть пояса, а кто-то даже смог найти возможности для выхода на новый уровень. Как типографии пережили коронакризис, что делать полиграфистам, чтобы продолжить движение вверх, и какие сейчас основные тренды в производстве печатной продукции? Об этом читайте в нашем материале.

Пандемия нипочем

В начале прошлого года, когда коронавирус только пришел в Россию, многие полиграфисты строили самые страшные прогнозы, считая, что этот кризис станет одним из сильнейших за многие годы в индустрии, в результате чего многие типографии могут его попросту не пережить. Однако самого страшного сценария удалось избежать, подавляющее большинство компаний из этой отрасли сумели выжить и постепенно вернуться к привычным показателям.

— Наша компания поставляет широкий спектр красок, лаков, офсетных полотен и других расходных материалов для офсетных типографий по всей России. В 2020 году никто из почти 2000 наших клиентов не закрылся! Фактически мы перестали работать лишь с тремя типографиями — одной упаковочной и двумя коммерческими, но причиной тому стал не ковид, а большая кредиторская задолженность, — отмечает директор по маркетингу «ОктоПринт Сервис» Лариса Данилова. — Более того, непростые условия минувшего года положительно сказались на финансовой дисциплине клиентов. Они платили вовремя и в полном объеме, что позволило предприятию своевременно рассчитываться с поставщиками и держать на складе необходимый запас.

С мнением коллеги солидарен менеджер по отраслевому маркетингу Xerox Россия Дмитрий Мокин. Xerox поставляет как тяжелое полиграфическое оборудование, так и компактные цифровые печатные машины, которые используют сотни компаний по всей стране.

— Если говорить про небольшие компании, то количество тех, кто закрылся, было в целом не больше, чем в предыдущие годы. Не могу сказать, что пандемия как-то заметно увеличила это число, — сказал эксперт. — Что касается крупных цифровых типографий, то все они продолжают работу. Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то из наших клиентов или их коллег по цеху закрыл двери. Конечно, в 2020 году большинству из них было тяжело. Загрузка и выручка упали, пришлось переводить персонал на удаленную работу, сокращать зарплаты и принимать другие непростые решения, но никто не закрылся. Хотя проекты по обновлению оборудования были в основном отложены на более поздний срок, но даже при этом компании все равно докупали что-то для модернизации существующего парка — дополнительные подающие модули, финишные устройства и т. п. Активность в этом смысле была даже чуть выше, чем в обычные годы. За прошлый год наша отрасль «отощала», но после начала отмены ограничений оптимизм к полиграфистам вернулся. Мы сейчас проверяем нашу сервисную инфраструктуру и заполняем склады, рассчитывая на рост объемов печати и, как следствие, спроса на расходку. Хочется думать, что этот рост компенсирует некоторые потери 2020 года.

Руководитель Центра цифровой печати ГК АКИГ, основатель проекта АМС re-print Марина Кара также достаточно оптимистично оценивает 2020 год, отмечая, что он заставил пересмотреть и переосмыслить деятельность типографии.

— У нас появились новые направления, новые проекты. Благодаря позитивному мышлению, коллектив не только сохранился, но и стал сплоченнее, — рассказала она. — Теперь мы точно знаем, что готовы к любым испытаниям, главное верить в успех. Во время пандемии многие типографии стремились быть конкурентными в ценовой политике, что приводило к значительному снижению стоимости услуг. Но такое снижение не могло быть долгосрочным, за счет роста цен на расходные материалы. Дорожала бумага, краска и тонеры, зарубежные поставщики из-за пандемии сокращали или полностью приостанавливали поставку материалов. На данный момент стоимость материалов значительно выше, чем в «доковидный период», соответственно и цены на услуги типографии изменились за счет такого подъема. Что касается демпинга, то, скорее всего, в предложениях используется дешевый расходный материал, а потребителям тяжело определить разницу в качестве, либо они осознанно пользуются такими предложениями в связи с неустойчивым спросом на рынке, что, кстати, порождает тот же демпинг среди поставщиков качественных расходных материалов для типографий.

AMC re-print — проект, в рамках которого используется переработанный пластик для обложек и других изделий

Сдержанный оптимизм

Статистика Национального союза полиграфистов также подтверждает мнения экспертов. Специалисты организации по итогам минувшего года провели опрос на тему «Влияние пандемии коронавируса на работу вашей полиграфической компании». В исследовании участвовало 153 типографии из разных регионов РФ. 65% принявших участие в опросе — это предприятия, которые занимаются выпуском различной коммерческой рекламной продукции, почти пятая часть — упаковочные типографии, 8% — типографии, занимающиеся выпуском в основном книжной продукции и street–print предприятия.

В итоге представители 62,2% принявших в опросе компаний оценили свое экономическое состояние как более позитивное, чем на уровне «выживания». На вопрос о сопоставимости оборотов предприятия с тем же периодом 2019 года почти треть участников опроса сказали, что работают без снижения оборотов; еще почти 20% или уже восстановились, или сократили оборот совсем незначительно, или падение составило немногим более 10%. В данной категории находятся не только предприятия, которые выпускают упаковку, но и около 10% из этих успешных предприятий составляют коммерческие типографии.

Опрос показал, что больше всего от коронакризиса пострадали типографии, которые печатают коммерческую продукцию и компании street–print, также тяжелые времена были у типографий с книжной специализацией. При этом почти 90% типографий сохранили свои коллективы (в полном составе — 51,4%, сокращение порядка 10% штата провели 35,1%), что, конечно, потребовало привлечения значительных финансовых ресурсов даже при определенном понижении уровня оплаты некоторых категорий персонала.

Более 70% предприятий в настоящее время уверенно смотрят в будущее и надеются на скорое восстановление спроса на их продукцию, и только 13% компаний, исключительно из коммерческого сектора, не видят перспектив у полиграфического бизнеса и готовы перенести финансы в другую отрасль.

Кроме того, 70% респондентов считают, что на полное восстановление рынка уйдет не менее года, если учесть, что целый ряд сфер отечественной экономики находится под большим давлением ограничительных мер. Между тем, кризис заставил предпринимателей искать более эффективные управленческие решения, что положительно отразится на дальнейшем ведении бизнеса. 30% фирм более активно стали вести себя на рынке, более 20% существенно снизили производственные затраты. Эксперты резюмируют, что именно управленческие решения вместе с опорой на наработанную финансовую подушку дали возможность типографиям не закрыться и пережить последствия локдауна.

— Коммерческая часть полиграфической отрасли оказалась наиболее сильно пострадавшей в сложившейся ситуации, — считает гендиректор издательства «Курсив» Александр Амангельдыев. — Другие сегменты полиграфического бизнеса, такие как производство упаковки или этикетки, пострадавшими считать сложно. Объемы их производства не упали, по крайней мере, заметно, а многие типографии и вовсе отмечали существенный рост. Возможно, это связано не с ростом рынка в целом, а с перераспределением заказов между типографиями. Есть упаковочные производства, которые отмечали существенное (десятки процентов) падение объема заказов, при этом другие типографии, занимающиеся изготовлением упаковочной продукции, указывали на увеличение объемов на те же десятки процентов. Какой бы масштабной ни казалась пандемия, продукты питания и товары первой необходимости люди потребляют всегда. Более того, радикально сокращать потребление этих видов товаров население не способно. Возможно, будет иметь место перераспределение между конкретными торговыми марками, например, замена премиальных продуктов на более бюджетные, но в целом объемы измениться не могут.

Между тем, коммерческая печатная продукция в прошлом году испытала ощутимое падение. Причем такая ситуация сложилась во всем мире и подобного в новейшей истории никогда не было. Даже в годы мирового экономического кризиса 2008–2009 годов такого падения не наблюдалось. Тогда во многих государствах фиксировалось снижение объемов полиграфических заказов, но они компенсировались ростом в ряде других стран, в первую очередь в Азии. Особенность нынешнего кризиса состоит в том, что он одинаково ударил по экономикам всех стран как развитых, так и не очень.

— РФ здесь была в общем тренде, но со своей спецификой. Помимо влияния пандемии, на экономику полиграфических производств в России повлияли еще и проблемы на нефтяном рынке, которые ожидаемо ударили по национальной валюте, обесценив ее примерно на 20%, — отметил Амангельдыев.

Тренды–2021: цвет настроения желтый

Как и в любой другой сфере бизнеса, в полиграфии есть свои тренды, которые постоянно меняются. Чтобы быть на волне, типографии должны отслеживать и активно внедрять новинки, иначе их обойдут конкуренты.

Типография «Бронепоезд» составила свой топ трендов, которые актуальны в этом году: 

  • Преобладание асимметрии в композициях. Симметричные формы — признак классики, устоявшихся норм, но в настоящее время во многих сферах популярны «революционные» настроения, которые отражаются в том числе и в дизайне полиграфии;
  • Эффект «парящего» 3D. Дизайнеры сейчас часто выбирают объемные объекты вместо скучных 2D-изображений. С добавлением теней у картинки появляется глубина, общая композиция становится динамичнее;
  •  
  • Аппликации. Полиграфия, которая украшена аппликациями, выглядит современно, в хорошем смысле небрежно. Это распространенный дизайнерский прием при оформлении детских, молодежных изданий, книг по искусству и так далее;
  •  
  • Использование геометрии в сочетании с необычными шрифтами. Лаконичные геометрические формы всегда актуальны, но в этом году эта тенденция заиграла новыми красками. Сейчас в полиграфии принято применять геометрию вместе с, казалось бы, несочетаемыми шрифтами. Контраст придает динамики всей композиции, выглядит довольно интересно;
  •  
  • Популярные стили: антиутопия и киберпанк. Мрачные, но в то же время привлекательные образы антиутопического будущего дико популярны. А киберпанк запоминается сочетанием ярких акцентов с высокими технологиями;
  • Однотонные фильтры. Эффект монохромности заставляет углубиться в смысл изображения, прочувствовать его глубину, общий посыл. Если тематика издания позволяет, то дизайнеры стараются использовать монохром по максимуму;
  •  
  • Цвет сезона 2021 года — желтый. Он олицетворяет любовь к жизни, тепло и счастье. Желтый цвет побуждает к положительным эмоциям, поэтому регулярно используется в рекламной полиграфии. А в сочетании с черным и серым оттенками выглядит очень стильно. Яркий оттенок всегда на виду и хорошо запоминается.

Также сейчас в тренде эко-продукция, напоминает Марина Кара, основавшая проект АМС re-print:

— До пандемии мы решили расширить сферу своей деятельности, превратившись из рядовой типографии оперативной печати в центр, где, помимо предоставления печатных цифровых услуг, занимаемся переработкой пластика и созданием корпоративных сувениров из вторичных материалов, — рассказала она. — Эко-направление набирает популярность в России, к нам поступают запросы на изготовление корпоративных сувениров, а мы не стоим на месте и удивляем клиентов новой продукцией. Очень радует тот факт, что некоторые производства и компании осознанно относятся к своим отходам, собирая пластик. Мы запускаем их в повторное использование, перерабатывая, создаем сувенирную продукцию или предметы интерьера. Мы всегда готовы к новым испытаниям и экспериментам.

Подготовил Артем Реутов

Фото: АМС reprint; Unsplash; Pixabay; Pexels

08.09.2021
экономика и бизнес

Что предсказывает МВФ мировой экономике?

 

#, , ,
экономика и бизнес

В Черную пятницу миллениалы и представители поколения Z совершили в три раза больше покупок с сервисом Buy Now Pay Later, чем годом ранее

 

#,
экономика и бизнес

Что предсказывает МВФ мировой экономике?

 

#, , ,
экономика и бизнес

В Черную пятницу миллениалы и представители поколения Z совершили в три раза больше покупок с сервисом Buy Now Pay Later, чем годом ранее

 

#,
анонсы
мероприятий