журнал стратегия

#журнал стратегия

Центробанк грозит банкам серьезными штрафами за навязывание дополнительных услуг

Финансовый регулятор планирует «сбить аппетиты» банков к «нечестным продажам» и добиться того, чтобы право клиента отказаться от дополнительных услуг и продуктов применялось максимально широко.

С навязыванием дополнительных, зачастую абсолютно не нужных услуг сталкивались многие клиенты финансовых организаций. Центробанк намерен положить конец этой порочной практике.

— Когда человеку навешали в договоре много скрытых платежей (а внешне обещали очень привлекательную ставку), он не всегда может сам в этом разобраться. Мы будем серьезно повышать штрафы за навязывание и мисселинг, — заявила руководитель ЦБ Эльвира Набиуллина на заседании комитета ГД по финансовому рынку.

Уже в 2022 году будет действовать так называемый период охлаждения — возможность отказаться в течение 14 дней от любой услуги, проданной вместе с кредитом. Речь идет в основном о страховке и юридическом сопровождении. Глава Центробанка добавила, что велика угроза закредитованности в секторе потребкредита и в связи с этим был внесен законопроект об ограничении долговой нагрузки через инструменты кредитных лимитов.

По ее словам, потребительское кредитование продолжает расти высокими темпами. В частности, за 9 месяцев с начала года рост составил 16%. "Это не очень хорошо, потому что дальше уже опасный рост закредитованности", — подчеркнула Набиуллина. Чтобы исправить эту неприятную ситуацию, следует установить лимиты на выдачу отдельных видов займов, особенно тем людям, которые черезчур увлеклись кредитами.

— Я надеюсь, что этот закон будет принят в ближайшее время. Он позволит ограничить темпы нарастания долговой нагрузки для уже закредитованных людей и рост кредитного портфеля в тех сегментах, где уже есть перегрев, — добавила глава Центробанка.

В настоящее время мисселинг (продажа одного финансового продукта под видом другого) формально не является нарушением закона, но относится к категории недобросовестных практик. При этом ЦБ регулярно указывает на необходимость борьбы с этим. Для защиты от обмана регулятор советует гражданам внимательно изучать договоры перед тем, как подписать их.

Согласно статистике ЦБ, в первые девять месяцев этого года регулятор получил порядка 2400 жалоб на мисселинг — на 14,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Большая часть недовольств — 59,7% — касалась деятельности банков, 22,9% — страховщиков, 13,1% — профессиональных участников рынка ценных бумаг, пишут "Ведомости". Основное число обращений — 46,1% — относилось к сфере реализации инвестиционного страхования жизни.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Центробанк намерен запустить эксперимент по видеоидентификации в банках

 

#, ,
экономика и бизнес

TikTok собирается запустить конкурента Instagram*

 

#, , ,