«Выход из перегрева» или «переход в рецессию». Набиуллина, Силуанов и Решетников на сессии ПМЭФ поспорили о состоянии российской экономики

Министр экономического развития России Максим Решетников, председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов на сессии «Экономика предложения — стратегия роста в условиях современных вызовов» разошлись в оценках того, насколько экономика России близка к рецессии.
Сегодня на ПМЭФ состоялась сессия «Экономика предложения — стратегия роста в условиях современных вызовов», которая переросла в оживленную дискуссию, где федеральные чиновники даже поспорили о состоянии отечественной экономики.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина объяснила текущую ситуацию выходом из «перегрева», когда рост экономики спроса опережал развитие экономики предложения, что и привело к перегреву и инфляции.
Экономика России находится на грани перехода в рецессию, считает министр экономического развития Максим Решетников. По словам министра, ситуация с рецессией в экономике во многом будет зависеть от решений, в том числе по денежно-кредитной политике.
«Если все будет правильно сделано, мы не столкнемся, но по ощущениям бизнеса, по реакции. И банки это показывают, их статистика. Мы в рамках подкомиссий мониторим ситуацию, видим, что увеличивается число предприятий в зоне риска. Все риски, про которые мы говорили, никуда не деваются. Очень многое зависит от тех решений, которые будут в ближайшее время приняты. В первую очередь в сфере ДКП (денежно-кредитной политики - Ред.)», — подчеркнул Решетников.
Министр финансов Антон Силуанов выразился еще более образно. Он считает нынешнюю ситуацию «похолоданием», за которым «всегда приходит лето».
Также федеральные чиновники поспорили о том, насколько модель роста российской экономики исчерпала себя? По мнению Набиуллиной, многие ресурсы, обеспечивавшие развитие российской экономике в последние два года, исчерпаны и нужно думать о новой модели роста.
«Мы росли два года достаточно высокими темпами из-за того, что были задействованы свободные ресурсы, рабочая сила. Вы посмотрите, как у нас упала безработица. То есть мы этот резерв во многом использовали, и многие компании просто столкнулись с дефицитом рабочей силы. Это незадействованные производственные мощности. Это освободились ниши, ушли западные компании в результате импортозамещения. Это и ресурсы, накопленные бюджетом ФНБ, которые на инвестиции тратятся, это и запас капитала банковской системы, который был основой для ускоренного кредитования, но нам надо понимать, что многие из этих ресурсов действительно исчерпаны. Нам надо думать о некоторой новой модели роста», — сказала глава Центробанка.
Антон Силуанов дал противоположную оценку ситуации и назвал нынешнюю модель работающей. «Мы живем в таком сложном мире, Россия растет на четыре с плюсом, мы окружены санкциями, а вы говорите о смене модели. Мы должны сделать ставку на технологический суверенитет. Что и делали последние годы. И это дает свой результат, потому что какие-то компании уходят, какие-то проявляются. И, значит, наша модель сейчас работает», — отметил глава Минфина.
Максим Решетников призвал к осторожным изменениям, отметив, что модель экономического роста следует менять «без революций». «У нас, как правило, происходит что-то новое, что мы пытаемся поставить, не работает, и мы очень долго восстанавливаем старое. Поэтому я просто к тому, что преемственность должна быть. Без революции. Поэтому, когда мы говорим о смене модели, мы скорее говорим о смене трендов, долгосрочных трендов», — заявил руководитель Минэкономразвития.
Фото: Дмитрий Орлов (Росконгресс)
мероприятий
Почти половине россиян приходится работать во время отпуска