«Яндекс», Ozon и Wildberries захватили 40% рынка электронных денег
Банки трех крупнейших небанковских экосистем в стране на сегодняшний день занимают 40% рынка электронных денег, их доля увеличилась в 20 раз за три года, сообщила первый зампредседателя Центробанка РФ Ольга Скоробогатова.
«Яндекс», Ozon и Wildberries еще несколько лет назад обзавелись собственными банками, через которые можно выгоднее покупать товары на их маркетплейсах. Так, Ozon еще весной 2021 года приобрел у Совкомбанка скромный Оней-банк, который после был переименован в Озон Банк. В июле 2022 года Озон Банк выпустил дебетовую карту в формате электронного кошелька, которая дает возможность оплачивать товары на маркетплейсе со скидкой, а с декабря прошлого года стал привлекать финансы физлиц на депозиты.
«Яндекс» также купил малоизвестный банк «Акрополь» летом 2021 года и переименовал его в Яндекс Банк. В сентябре 2022 года этот банк стал выпускать дебетовые карты как электронные кошельки, еще примерно через год — вклады.
В феврале 2021 года глава Wildberries Татьяна Ким купила 100% акций банка «Стандарт-Кредит». Через несколько месяцев эта финансовая организация была переименована в Вайлдберриз Банк. С января 2022 года банк выпускает дебетовые карты, в ее линейке появился электронный «WB Кошелек» для оплаты товаров на маркетплейсе. Так что все ведущие маркетплейсы страны имеют свои "карманные" банки, что не очень нравится другим представителям банковского сектора, так как они опасаются усиления конкуренции со стороны маркетплейсов в финансовой сфере.
«Цифра, которая меняет наш платежный ландшафт, — за последние три года банки трех крупнейших экосистем, которые основаны на бигтехе, заняли 40% рынка электронных платежей. Три года назад это было 2%», — заявила Скоробогатова на форуме «Финополис», организованном Банком России.
По статистике Центробанка, за последние три года количество платежей по картам упало на 12%, при этом растет использование QR-кодов, Системы быстрых платежей и биометрии. Ольга Скоробогатова спрогнозировала, что в ближайшие два года доля безналичных платежей в России достигнет 90-92%, что соответствует мировому уровню, пишет РБК.
В июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) руководитель Альфа-банка Владимир Верхошинский сообщил, что значительное число клиентов Ozon Банка предпочитают его из-за скидок на маркетплейсе. Если в реальном секторе экономики существует убыточное предприятие и при нем банк, который обслуживает только его интересы, то Центробанк такой банк закроет. «Почему в цифровой экономике по-другому, я не понимаю», — посетовал Верхошинский.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков возразил, что 40% клиентов Озон Банка оплачивают свои покупки вне маркетплейса, а все ведущие банки страны имеют свои продукты лояльности, скидки и кешбэки и также стимулируют пользование ими. Татьяна Бакальчук заявила, что существенная доля клиентов интернет-площадки пользуются не онлайн-кошельками, а картами банков.
Фото: Unsplash
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте