Депутат Айрат Фаррахов: «Недоверие к вакцинации может помешать созданию коллективного иммунитета»
В России уже есть вакцины против COVID-19, однако часть населения настроена по отношению к ним скептически. Какую работу должно проводить государство, чтобы массовая вакцинация оказалась успешной и пандемия была побеждена?
Об этом нам рассказал Айрат Фаррахов,депутат Государственной Думы, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, доктор медицинских наук, заслуженный врач Республики Татарстан. Вел беседу Александр Плакида, исполнительный директор дискуссионной платформы «Эффективное здравоохранение» при РАНХиГС.
Дефицит открытости
— Айрат Закиевич, как Вы считаете, насколько актуализировалась повестка вокруг темы вакцинации на фоне пандемии COVID-19?
— Долгое время в актуальной повестке стояли вопросы отсутствия вакцины и необходимости ее скорейшей разработки. Сейчас, когда вакцины против коронавируса находятся на стадиях клинических испытаний, основное внимание сосредоточено на вопросе массовой вакцинации.
Возникает резонный вопрос: какое количество людей откажется от вакцинации против коронавируса? Необходимо принимать во внимание тот факт, что среди граждан есть значительная доля скептиков, которые непременно выскажут свою позицию, когда дело дойдет до добровольной вакцинации. Это может стать угрозой формированию иммунной прослойки из 75% граждан, что крайне необходимо для обеспечения коллективного иммунитета. Ожидается, что скепсис и недоверие к вакцинации в ближайшее время будут нарастать с большей скоростью.
— В информационном пространстве отмечается большой объем сообщений, содержащих недостоверную и ложную информацию о вакцинации. На Ваш взгляд, является ли это проблемой и какие шаги необходимо предпринять в этом направлении?
— Действительно, все, что связано с негативом в отношении вакцин, — яркое и красивое, бросается в глаза, имеет эмоциональный окрас и привлекает сторонников. Сообщения, содержащие позитивные установки на вакцинацию, содержательно скучны для широкой аудитории и являются зачастую глубоко научными.
По моему мнению, для преодоления дисбаланса необходимо в первую очередь законодательное регулирование данной сферы.
Все участники системы иммунопрофилактики, в том числе производители, должны придерживаться максимальной открытости. Информация о вакцинации должна содержать исчерпывающую информацию о самой вакцине, побочных реакциях и осложнениях, рисках отказа и доводиться до населения в виде буклетов, листовок и других материалов.
Чрезвычайно важно правильно подавать информацию, следует переводить глубоко научный материал в привычный и понятный для граждан формат.
Если раньше мы считали, что достаточно расширять календарь профилактических прививок, то сегодня вопросы информирования и коммуникации с населением на тему вакцинопрофилактики должны быть обеспечены финансированием.
О медиках-скептиках
— Как Вы считаете, кто является целевой аудиторией коммуникационной кампании по повышению приверженности вакцинации в России?
— Если в среднем около 20% населения являются скептиками по отношению к вакцинации, то 30–50% приходится на граждан, которые еще не приняли решение. На мой взгляд, основная цель — предоставлять объективную информацию именно этим людям.
Среди граждан сформировалось разное отношение к вакцинации.
Есть:
• негативно настроенные скептики,
• сомневающиеся (нерешительные),
• положительно настроенные (сторонники),
• медицинские работники-скептики.
Последние активно тиражируют свою позицию в медицинской среде. Это серьезная проблема, формирующая угрозы в части снижения приверженности вакцинопрофилактике. Огромную роль здесь также играет открытость информации и четкие, понятные данные, которые можно проверить и обсудить.
Люди должны верить, что государство хочет предоставить исчерпывающие данные о применяемых вакцинах, их качестве, возможных побочных реакциях и осложнениях.
Врач является авторитетом и источником информации, которому люди доверяют. Врачи должны объединиться и постоянно высказывать свою позицию относительно вакцинации. Миссия врачей сегодня состоит не только в лечении пациентов, но и в недопущении возникновения заболеваний.
Необходима единая позиция государства
— Что требуется, чтобы правильно объяснять и информировать о вакцинопрофилактике?
— Крайне необходима единая государственная политика. Профильным структурам должно быть поручено выполнение задач по выстраиванию единой просветительской кампании, а также по работе с недостоверными и непроверенными информационными вбросами по теме вакцинации. Необходимо также закрепить цели и задачи по сдерживанию антивакцинальной пропаганды на уровне стратегии развития здравоохранения.
Сейчас реакции на подобного рода вбросы со стороны пользователей соцсетей попросту нет, как нет и четкого понимания правильной формы реагирования и выстраивания коммуникаций.
Это современные реалии, которым сложно противостоять, но влиять на это, безусловно, можно и нужно. Еще раз отмечу, что необходимо переходить на принципы открытости и доступности информации.
Особое внимание нужно уделить участию производителей в информировании населения о вакцинопрофилактике. В этом я вижу большую перспективу. Есть ряд фармпроизводителей, открывающих общественности свое производство и информацию о том, в каких условиях разрабатываются и производятся вакцины. Чем больше производители будут последовательно уделять этому внимание, демонстрировать работу по модернизации производства, тем меньше сомнений и заблуждений будет у людей.
Люди не знают ответов на ряд важных вопросов, но они известны производителям. Разработчики вакцин должны быть максимально интегрированы в информационно-коммуникационную работу. Должны быть определенные административные стимулы, позволяющие производителям говорить больше и правильнее.
Одним словом, нам необходима командная работа государства, экспертного и врачебного сообществ, а также фармпроизводителей для разработки комплекса информационно-просветительских мероприятий, направленных на повышение приверженности граждан вакцинопрофилактике.
Фото: из архива А. Фаррахова; Shutterstock