Форум ДПО в Вышке: «оперативно давать ответы на возникающие вызовы»
В Первом Московском форуме дополнительного образования, который 14 ноября начал работу в Центре культур Высшей школы экономики, участвовали более 2 тысяч человек. Первая пленарная дискуссия, которую модерировал старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров, была посвящена цифровым вызовам и новым возможностям ДПО.
Участников форума приветствовал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. Он отметил, что образование, которое мы называем дополнительным, на самом деле сегодня таковым уже не является. Для многих оно становится основным, потому что дает добавленную стоимость в реальной жизни. По словам ректора, сегодня ДПО становится мейнстримом работы для Вышки и приносит университету стабильно растущий доход. При этом Никита Анисимов призвал участников форума не воспринимать ДПО только как бизнес. По факту эта система формирует экономику завтрашнего дня, и ее развитие является стратегической государственной задачей.
«Мы понимаем, что для продвижения ДПО как ключевого элемента университетского образования необходима тесная связь с рынком, с практиками, с госзаказом. Основная идея нашего форума — цифровизация ДПО, и Высшая школа экономики здесь хорошо продвинулась, запустив в этом году цифровую корпоративную систему ДПО», — отметил Андрей Лавров.
Спикерами пленарной дискуссии на тему «Дополнительное профессиональное образование: цифровые вызовы и новые возможности» стали представители органов государственной власти и бизнеса.
Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ян Талбацкий рассказал о федеральном проекте «Содействие занятости», который реализуется в рамках нацпроекта «Демография» и направлен на переобучение отдельных категорий граждан (люди в возрасте от 50 лет, инвалиды, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и др.).
Ян Талбацкий сообщил, что недавно этот проект был переформатирован, его операторами являются Томский госуниверситет, РАНХиГС и Институт развития профессионального образования, а его эффективность оценивается через занятость выпускников. Образовательные организации получают от государства 70% средств после того, как участник проекта окончил обучение, а еще 30% — после подтверждения его трудоустройства.
«Практически у всех категорий обученных есть прибавка к зарплате. Она различается по секторам: где-то выше, например в IT, где-то ниже. Следующий результат — рост позиций, то есть не просто обретение занятости заново, но и продвижение по карьерной лестнице», — подчеркнул Ян Талбацкий. Он также сообщил о возможном введении целевого ДПО по аналогии с целевым высшим или средним профессиональным образованием.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергей Кучушев поблагодарил Высшую школу экономики за инициативу проведения форума. По его оценке, смысл дополнительного профессионального образования в IT заключается в том, чтобы очень оперативно давать ответы на возникающие вызовы. «Это, наверное, самая быстроизменяющаяся отрасль с учетом запросов», — пояснил он.
Как рассказал Сергей Кучушев, Минцифры России реализует широкий спектр проектов, позволяющих получить IT-образование и школьникам, и студентам, и взрослым людям. В частности, с 2021 по 2023 год в рамках проекта «Цифровые профессии» дополнительное образование по IT-специальностям получили более 66 тысяч человек, из них более 70% трудоустроились в IT-отрасли. В 2025 году в России стартует национальная программа «Экономика данных», в рамках которой также предусмотрены проекты в рамках высшего и дополнительного профессионального образования. Заместитель министра отметил, что модели ДПО очень разнообразны (можно учиться в корпоративных университетах, на цифровых платформах и т.д.), и предложил участникам форума найти ответ на вопрос, какая из них наиболее эффективна.
Советник заместителя министра экономического развития Российской Федерации Ольга Терно рассказала о высокой востребованности ДПО у представителей малого и среднего бизнеса. Она привела свежие данные, полученные в рамках проекта ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг»), согласно которым 71% предпринимателей отмечают позитивные изменения после обучения.
И если пять лет назад представители бизнеса в регионах скептически относились к учебе, отдавая предпочтение другим мерам господдержки, то за пять лет работы центров «Мой бизнес» и государственной платформы поддержки предпринимателей «МСП.РФ» с бесплатными образовательными мероприятиями мнение поменялось. «По сути, мы создали для вас готовую целевую аудиторию, с которой можно начинать работать», — обратилась Ольга Терно к участникам форума, уточнив, что 75% предпринимателей готовы тратить ежегодно до 20 тысяч рублей на повышение квалификации.
«Бизнес малый, но его много — можно масштабировать и развивать небольшие программы, они будут востребованы, их будут покупать. Главное — найти подходы к этой аудитории, найти с ней общий язык», — считает представитель Минэкономразвития России.
Управляющий директор — руководитель дирекции академических партнерств Сбера Ольга Цуканова уделила внимание теме корпоративного обучения. Сбер дает возможность своим сотрудникам повышать квалификацию по самым разным направлениям, от IT до работы в команде, но самый главный запрос — «уметь понимать себя и других, поставить задачу и принять решение, работать над своей личной эффективностью».
Ольга Цуканова также рассказала, какие требования к сотрудникам предъявляются в связи с использованием технологий ИИ, и сообщила, что при найме персонала Сбер ищет коллег со смешанным опытом. «Нельзя остаться моноспециалистом, и я согласна с тем, что ДПО недооценено и недопродано рынку, хотя это основная возможность дополучить компетенции, востребованные в бизнесе», — заключила она.
Еще один тезис представителя Сбера заключался в том, что палитра компетенций меняется очень быстро и ни один работодатель не сможет четко сформулировать на них запрос в перспективе 3–5 лет. При этом ДПО «драйвит» развитие бизнеса в целом, мотивирует сотрудников расти, становиться успешнее и повышать свои доходы.
Отвечая на вопрос модератора, в чем преимущество EdTech-платформ по сравнению с университетами, основатель и гендиректор образовательной платформы Skillbox Дмитрий Крутов предложил не противопоставлять разных провайдеров ДПО. «Мы должны работать совместно, и Skillbox — пионер коллабораций», — подчеркнул он.
По мнению Дмитрия Крутова, основная сложность развития ДПО — недостаточное понимание людьми тех очевидных фактов, что после получения высшего образования все равно нужно учиться, что мобильность в рамках карьерного трека сегодня иная. Раньше человек в среднем менял 2–3 места работы, а теперь — в несколько раз больше. Многие опасаются, что у них не получится переобучиться, хотя в практике Skillbox немало примеров, когда даже в предпенсионном возрасте люди получали IT-профессию и трудоустраивались.
«ДПО — это демократизация образования, его доступность для разных слоев населения, и наша общая задача — активно вести просветительскую работу. Нужно, чтобы люди поверили, что в любом возрасте они могут быть востребованы прямо сейчас. Мы видим огромный потенциал роста ВВП нашей страны благодаря развитию образования для взрослого человека», — заявил Дмитрий Крутов.
Московский форум дополнительного образования продлится до 16 ноября. В рамках форума эксперты Вышки презентуют цифровую экосистему ДПО НИУ ВШЭ и различные инновационные образовательные решения для дополнительного образования взрослых. Важная часть форума — выставка цифровых решений для ДПО от EdTech-компаний, вузов и корпоративных университетов, которая будет работать в Центре культур НИУ ВШЭ до 15 ноября.
Фото: Высшая школа экономики
мероприятий