Фредерик Жумель:
«Никто не должен страдать от болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцинации»
Когда «Санофи» представит свою вакцину от коронавируса? Какие прививки нужно делать в течение жизни и как не поддаться ложному влиянию антивакцинального лобби?
Об этом нашему изданию рассказал генеральный менеджер «Санофи Пастер» в странах Евразийского региона Фредерик Жумель. Вел беседу Александр Плакида, исполнительный директор дискуссионной платформы «Эффективное здравоохранение» при РАНХиГС, председатель управляющего совета ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» в России.
Вы можете посмотреть видеоинтервью или прочитать текстовую версию:
Приняли вызов
— Наш первый вопрос, конечно же, затрагивает пандемию коронавируса. Какие основные меры вы приняли для защиты своих сотрудников?
— Говоря о «Санофи» как об организации, нужно отметить, что для нас сотрудники — не инструмент для достижения целей. Это прежде всего люди. Мы работаем как единая команда, чтобы найти решение и побороть COVID-19.
В основе всего правильная организация работы. «Санофи Пастер» производит вакцины, и этот процесс требует соблюдения мер безопасности. Поэтому мы хотим обезопасить не только всех сотрудников, но также членов их семей и близких людей. В то же время, как фармацевтическая компания, мы обязаны следить за непрерывностью обеспечения лекарствами и вакцинами наших клиентов и потребителей.
Мы работаем в новых условиях начиная с марта этого года. Руководство компании приняло решение перевести сотрудников на удаленную работу из дома. Исключение было сделано для тех, кому необходимо быть на рабочем месте, — это сотрудники подразделения логистики, а также коллектив производственной площадки в Орле.
Нашим сотрудникам были выданы все необходимые средства индивидуальной защиты: перчатки, маски, водно-спиртовые растворы. Проведен инструктаж по технике безопасности, сотрудникам объясняли, как вести себя при общении, рассказали о важности соблюдения социальной дистанции.
Что касается команды отдела продаж, то она играет ключевую роль в продвижении наших продуктов. Для нас очень важно держать клиентов в курсе всего, что мы делаем. Поэтому сотрудники отдела продолжили свою работу из дома. Мы разработали специальные материалы, с помощью которых можно было донести информацию до специалистов здравоохранения и других партнеров в онлайн-формате, что особенно актуально в это кризисное время.
В качестве примера могу привести контент, разработанный «Санофи» для платформы Docsfera, которая уже три года доступна в России. Что такое COVID-19? Каковы его осложнения? Какая доля населения находится в зоне риска? Вся эта информация доступна на docsfera.ru.
Надо сказать, что мы прошли большой путь. Еще несколько месяцев назад все было по-другому. Работа наших специалистов выстраивалась главным образом через личное взаимодействие с клиентами. Теперь мы обучили сотрудников, как выстраивать работу с помощью современных технологий, и это оказалось очень удобно. Теперь взаимодействовать с партнерами стало возможно удаленно, предоставляя им проверенные сведения.
Наша производственная площадка «Санофи-Авентис Восток», расположенная в Орловской области, во время карантина работала не совсем в привычном режиме. Сотрудники столкнулись с возросшей нагрузкой и ограничениями, пришлось в короткие сроки производить дополнительные объемы продукции, но, несмотря на все сложности, мы смогли удовлетворить запросы клиентов. Поэтому я хотел бы выразить свою благодарность команде за выдающиеся результаты, которых удалось достичь в течение последних месяцев. Гибкость и фокус на пациентов являются движущей силой в нашей компании.
Готовим две вакцины
— «Санофи» входит в число компаний, разрабатывающих вакцину против COVID-19. Что нового в этом направлении?
— Мы сотрудничаем с BARDA — Управлением по перспективным биомедицинским исследованиям и разработкам США. Это дает нам возможность ускорить процесс разработки вакцины, который в обычных условиях может занимать до десяти лет. Но сейчас мы не можем ждать столько времени.
Мы также сотрудничаем с Коалицией за инновации в сфере готовности к эпидемиям (CEPI), которая была основана в 2017 году в Давосе и координирует разработку вакцин против эпидемических патогенов, определенных ВОЗ.
Сейчас много компаний пытаются найти нужное средство. Это своего рода гонка, которая придает всем участникам ускорение, ведь в одиночку никто не решит общую проблему и не спасет мир. В частности, мы сотрудничаем с компанией GSK, обладающей уникальным опытом в области адъювантных вакцин.
Сейчас у нас есть два варианта. Первый — на основе технологий, задействованных в производстве противогриппозных вакцин. Второй вариант основан на новой технологии, так называемой иРНК.
COVID-19 — это очень сложное заболевание. Мы многого не знаем об этой болезни, но мы полны решимости разработать вакцины — возможно, даже не одну. После успешных доклинических испытаний нашей рекомбинантной вакцины-кандидата (на животных моделях), мы приступаем к фазе I/II исследования с целью проведения крупномасштабных клинических испытаний (фаза III) с декабря 2020 года и получения доз в апреле-мае 2021 года.
Что касается подхода с использованием иРНК, то мы рассчитываем начать исследование фазы I к концу 2020 года.
Опасные болезни не должны возвращаться
— Верите ли вы в коллективный иммунитет без прививок? Мы видели разные стратегии по всему миру. Что правильнее, на ваш взгляд?
— Существует много противоречивой информации о вакцинации. Ее можно услышать отовсюду. Но есть неопровержимые факты. Есть такая поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». Это моя позиция.
C помощью вакцин можно предотвратить многие смертельные заболевания. Есть болезни, которые удалось полностью ликвидировать благодаря вакцинации. Например, натуральная оспа, которая в 1980 году была объявлена ВОЗ более не существующей. Это стало возможным потому, что население было вакцинировано настолько широко, насколько это было возможно, что и привело к искоренению болезни.
Очевидно, что вакцинация обеспечивает более надежный иммунитет, чем естественное инфицирование. В странах существуют национальные календари профилактических прививок. Важно, чтобы проводилась вакцинация против таких заболеваний, как дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит, гемофильная инфекция и так далее.
Продолжая свою мысль, хотел бы отметить, что чрезвычайно велика роль комбинированных вакцин. Вместо того чтобы делать пять прививок от пяти упомянутых мною инфекций, можно с помощью комбинированной вакцины получить иммунитет к этим заболеваниям единовременно. Это значительно уменьшает дискомфорт ребенка и экономит много времени и денег. Так что применение комбинированных вакцин очень важно.
Возвращаясь к вашему вопросу, подчеркну, что если мы прекратим вакцинацию, то совершим ошибку. Инфекции все еще существуют. И когда людям не делают прививки, такие опасные заболевания, как дифтерия или корь, могут вернуться.
Один укол от всего?
— У комбинированных вакцин хорошее соотношение «цена — эффективность». Ваша компания разрабатывала комбовакцины. Скажите, какие перспективы есть в этом направлении? Можно ли будет с помощью одной вакцины получить иммунитет к десяти болезням?
— «Санофи Пастер» выступает за комбинированные вакцины. Они очень эффективны не только для детей, которым не потребуется делать много прививок, но и для населения в целом, ведь в больницу нужно будет прийти всего раз.
Так что это сэкономит время и деньги. На данный момент очевидно, что комбинированные вакцины очень актуальны. Вряд ли вы захотите проводить много времени в больницах, когда есть вероятность заразиться COVID-19.
Помимо пятикомпонентной вакцины, мы планируем зарегистрировать шестивалентную комбинацию, которая уже доступна в соседних странах и применяется в Казахстане, Беларуси, Грузии и Армении.
Также «Санофи» производит вакцину от менингококковой инфекции (серогруппы A, C, Y, W135). Это современная вакцина для профилактики менингококкового менингита. Мы информируем врачей-педиатров, общественность, и в частности родителей, о рисках и серьезных последствиях при данном заболевании. Наша цель — полностью искоренить это угрожающее жизни заболевание, а для этого необходим как можно более широкий охват вакцинацией. На этот счет много планов как на глобальном, так и на региональном уровне, в частности в России.
Производство в России
— С начала пандемии было много новостей касательно локализации производства, проблем с поставками и так далее. Довольно быстро стало ясно, что вопрос касается не только защиты здоровья граждан, но также поддержания экономики государства. Расскажите, как вы справляетесь с этим вызовом — с требованием правительства локализовать производство, гарантировать поставки, проводить исследования в стране, где вы ведете деятельность?
— Мы уже локализовали наше производство в России и работаем в партнерстве с компанией «Нанолек». Мы занимаемся производством комбинированной вакцины для детей против таких инфекций, как дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит и гемофильная инфекция.
Наше сотрудничество началось в 2017 году. С тех пор вместе мы смогли наладить производство вакцин и принять участие в тендере федерального масштаба. Этому способствовала модернизация национального календаря профилактических прививок.
В рамках двухлетнего контракта (2019–2020) продолжаются поставки педиатрической комбинированной вакцины, произведенной на площадке «Нанолек» в Кирове.
Мы надеемся, что Министерство здравоохранения РФ продолжит практику заключения долгосрочных контрактов на поставку вакцин, что важно для четкого планирования объемов производства и обеспечения своевременных и бесперебойных поставок вакцин в необходимом объеме.
В дальнейшем мы планируем продолжить локализацию производства вакцин. Речь идет не просто о вторичной упаковке, а о локализации производственного цикла.
Постепенно наше производство перемещается на локальный уровень. Доволен ли я текущим положением дел? Конечно, нет. Считаю, что мы должны локализовать и другие вакцины, необходимые российским гражданам. По этой причине в конце прошлого года был подписан меморандум о намерениях, чтобы обеспечить лучшую доступность вакцины для профилактики таких заболеваний, как менингококковая инфекция (серогруппы A, C, Y, W135). Это то, над чем мы работаем в настоящее время.
Национальный календарь можно модернизировать
— Сейчас национальный календарь РФ включает в себя профилактические прививки против 12 нозологических форм инфекционных заболеваний. Мы знаем, что в разных странах это число различается. Какие, на ваш взгляд, основные приоритеты в отношении разработки календаря?
— В США календарь немного шире и включает 16 нозологий. Во Франции — 15. В Германии — 14. Исходя из этого, есть куда расти, чтобы сделать национальный календарь еще лучше.
В рамках действующего национального календаря профилактических прививок (НКПП) в России вакцинация против ряда нозологий осуществляется только для групп риска. Наглядным примером является вакцинация против гемофильной инфекции. Также, несмотря на вакцинацию всех детей против полиомиелита, полный курс прививок инактивированной вакциной доступен только детям из группы риска. Возвращаясь к вопросу о том, что сделать, чтобы вакцина выполняла свои функции: необходимо, чтобы охват вакцинацией был еще больше, тогда иммунитет станет коллективным.
Я недавно посмотрел уровень рождаемости в России. За прошедший год он снизился, причем весьма значительно. На нас лежит огромная ответственность за сохранение здоровья детей. На мой взгляд, вакцинировать только тех, кто находится в группе риска, недостаточно. Необходимо, чтобы НКПП предусматривал вакцинацию против гемофильной инфекции. Это нужно сделать уже сейчас, а не в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
Кроме того, давайте не будем пренебрегать другими инфекциями, среди которых менингококковая инфекция. За прошедший год возросло число заболевших. Поэтому и здесь также необходимо предпринимать все возможные меры.
Я надеюсь, что национальный календарь будет обновлен и станет включать в себя вакцинацию от менингококковой инфекции у детей, а также расширится программа вакцинации от коклюша. Это очень важно, поскольку обновление национального календаря гарантирует, что эти заболевания не будут распространяться в России.
Опасно отменять традиционные прививки
— Сейчас мы слышим заявления о том, что речь идет не об отмене, а о временном прекращении процесса плановой вакцинации. Однако это может привести к очередной вспышке различных инфекций. Как разумно подойти к этому вопросу? Как продолжить плановую вакцинацию во время пандемии?
— Распространение коронавирусной инфекции сыграло негативную роль, замедлив процесс плановой вакцинации. Очень важно догнать график прививок и вакцинировать детей, которые не были привиты в течение последнего месяца.
Лучше сделайте прививку сейчас. Я объясню почему. Например, большинство случаев тяжелых форм коклюша случается у детей до одного года. Те, кто не вакцинировал ребенка, думают, что еще полно времени, чтобы сделать прививку в следующем году. Это не совсем правильно. Чем точнее соблюдаются интервалы между прививками, тем быстрее и надежнее формируется иммунитет. Поэтому важно как можно быстрее сократить отставание от графика прививок.
Наша обязанность как компании заключается также в информировании, чтобы были в курсе не только педиатры, но и родители. Очень важно делать прививки своевременно. Я прекрасно понимаю, что мы были на самоизоляции, но эпидемическая вспышка может оказать серьезное влияние на будущее детей.
О противниках вакцинации
— В течение последних ста лет с помощью вакцинации удавалось добиться снижения уровня детской смертности. Но сейчас пользу вакцинации ставят под сомнение. Мы слышим о теориях заговора, но самое интересное, что даже люди с высшим образованием принимают эту точку зрения. Они начинают сомневаться, стоит ли прививаться. Из-за пандемии этот вопрос вышел на новый уровень. Какие вы видите пути решения этой проблемы? Как можно вернуть доверие к вакцинации?
— Движения, выступающие против вакцинации, не являются чем-то новым, они существовали и раньше. Они появились еще в середине XIX века в Великобритании. Антивакцинальное лобби стало одной из причин, по которой некоторые страны прекратили прививки, например, против коклюша в 1970–1990-х годах. Знаете, какой был результат?
— Догадываюсь.
— В странах, где была остановлена вакцинация, число случаев возникновения этой болезни оказалось в 10–100 раз выше по сравнению с показателями стран, где вакцинация не прекращалась.
В настоящее время противников вакцинации в мире и в России примерно одинаковое количество — 1–2% населения. Они очень активны в попытках донести информацию о том, что вакцинация не помогает.
Вакцины от коронавируса пока малодоступны, и мы все прекрасно понимаем, что значит не быть вакцинированным. Такой подход может оказать существенное влияние на нашу жизнь. Исходя из этого, я надеюсь, что противников вакцинации в будущем станет меньше. По крайней мере, мне хотелось бы в это верить.
Наша работа заключается в том, чтобы информировать и предоставлять научную базу, достоверную информацию о том, как действует вакцина, что такое вакцинация, что она значит для населения, приводить конкретные примеры нашей работы в России.
Планы на будущее
— Поделитесь с нами, как вам работается в России? Каких целей вы пожелали бы добиться себе и своей команде в последующие три года?
— Как вы знаете, я недавно вступил в должность, а вот «Санофи Пастер» ведет свою деятельность в России уже давно. Россия является одним из ключевых рынков для «Санофи» в глобальном масштабе.
В РФ зарегистрированы шесть вакцин нашей компании. В настоящее время осуществляются поставки четырех вакцин. У нас долгосрочное партнерство по локализации производства. Мы работаем совместно с компанией «Нанолек», о чем я уже упоминал выше. И наша цель — не просто поставлять продукт, а представить рынку лучшие решения, качество которых соответствует наивысшим стандартам.
Мы надеемся, что и в дальнейшем Министерство здравоохранения РФ будет также рассматривать заключение долгосрочных контрактов на поставку вакцин, что позволит осуществлять точное планирование производственных мощностей, а значит, производители смогут гарантировать своевременные и бесперебойные поставки вакцин в необходимом объеме.
В то же время мы продолжаем передачу технологии производства вакцин, чтобы к 2022 году большая часть технологического процесса проводилась в России. Технология производства вакцин отличается от технологии выпуска препаратов в таблетированной форме. Это не вопрос нескольких недель, а весьма долгий процесс — от 24 до 36 месяцев. При этом 70% времени, затраченного на производство вакцины, отводится контролю качества.
«Санофи» всецело поддерживает развитие национального календаря профилактических прививок в рамках реализации Стратегии развития иммунопрофилактики до 2035 года и готова поставить необходимое количество комбинированных педиатрических вакцин, а также вакцин для профилактики менингококковой инфекции и коклюша для обеспечения защиты детского населения от данных инфекций.
У меня множество идей и, самое главное, есть желание реализовать их. Я считаю, что в основе всегда лежат наши убеждения. Я разделяю миссию компании и уверен, что совместными усилиями Министерства здравоохранения РФ, «Санофи Пастер» и «Нанолек» можно добиться многого.
Девиз «Санофи Пастер» очень прост и одновременно чрезвычайно важен: «Никто не должен страдать или умирать от вакциноуправляемых инфекций».
— Желаем, чтобы вы претворили в жизнь свои планы и сделали будущее наших детей, нашей страны лучше. Большое вам спасибо!
Фото: Sanofi; «Нанолек»; Shutterstock