журнал стратегия

#журнал стратегия

5 факторов роста результативности инноваций

Достижение технологического суверенитета тесно связано с повышением результативности инновационной деятельности. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые оценил на основе данных статистики возможные факторы роста объемов инновационной продукции организаций обрабатывающей промышленности.

Российские предприятия в 2022 г. произвели инновационных товаров (работ, услуг) на сумму 3,8 трлн руб. (7% от годового объема продаж). В одних отраслях доля инновационной продукции приближается к уровню европейских лидеров (Ирландия — 41,7%, Финляндия — 25,6%, Германия — 21,6%), в других — держится на уровне средних значений, а в некоторых — стремится к нулю. Такая вариативность обусловлена влиянием различных факторов. Рассмотрим главные.

  • Госзаказ. В рамках государственных и муниципальных контрактов обрабатывающие производства в 2022 г. реализовали инновационных товаров (работ, услуг) на сумму 394,8 млрд руб., или 10,4% общего их объема. Эта доля вдвое–вчетверо выше среднего значения у производителей компьютеров; кораблей, судов и лодок; готовых металлических изделий; летательных и космических аппаратов.
  •  
  • Господдержка. 12,5% организаций, осуществлявших затраты на инновационную деятельность, в 2022 г. получили финансирование из средств бюджетов всех уровней на общую сумму 189,2 млрд руб. Преимущество в этом плане имеют высокотехнологичные отрасли, обладающие внутренними резервами для проведения исследований и разработок либо реализующие комплексные проекты технологического развития: среди производителей летательных и космических аппаратов, кораблей, судов и лодок, а также компьютеров господдержку получают порядка трети организаций.
  •  
  • Пользовательский спрос. По заказу пользователей инновационные товары (работы, услуги) реализует каждая третья крупная и средняя компания. Больше всего заказов имели производители летательных и космических аппаратов (64,3% организаций), кораблей, судов и лодок (60,9%), компьютеров (53,3%), полиграфии (50%), машин и оборудования (43,6%), автотранспорта (41,1%), электрооборудования (40,1%).
  •  
  • Расширение рынков сбыта. (Как в России, так и за рубежом) указала главной целью инновационной деятельности каждая третья организация. Сильнее всего на это нацелены производители автотранспорта, электрооборудования, компьютеров, лекарственных средств и материалов, кожи.
  •  
  • Маркетинг. Ежегодные затраты на маркетинговые исследования у большинства предприятий не превышают 0,2% в общем объеме инвестиций в инновации; заметнее всего в эту статью вкладываются производители напитков (5,7%).

Таким образом, пока превалируют экстенсивные «затратные» факторы роста инновационной продукции: государственная поддержка инновационной деятельности через закупки и прямую бюджетную поддержку, а также пользовательский спрос. В контексте реализации Концепции технологического развития на период до 2030 г. важны и менее затратные факторы, такие как широкое использование новых маркетинговых методов и смещение целевой ориентации инноваций на расширение рынков сбыта.

По ссылке представлены более подробные результаты анализа, в частности в разрезе двух отраслевых групп, различающихся интенсивностью выпуска инновационной продукции.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
инновации

НАСА обвинило Китай в прикрытии своего военного присутствия в космосе гражданскими проектами

 

#, ,
инновации

Google со временем вложит более $100 млрд в разработку ИИ-технологий

 

#, , , ,