Банки предложили обязать мессенджеры прерывать звонки и использовать ИИ для защиты от мошенников

Финансовые организации хотят обязать организаторов распространения информации (ОРИ), включая мессенджеры, соцсети и почтовые сервисы, запустить антифрод-системы на базе искусственного интеллекта. Данные системы должны прерывать звонки или переписки при выявлении мошенничества.
Несмотря на широкую просветительскую работу, социальную рекламу, каждый день сотни россиян попадают на уловки кибермошенников, перечисляя им миллионы рублей. Зачастую жертвы прекрасно знали об уловках преступников, но те сумели застать их врасплох. Значит, нужно принимать кардинальные меры, чтобы оградить граждан от кибермошенничества. Отечественные банки предложили обязать организаторов распространения информации в интернете разрывать звонок или переписку, если будет подозрение, что они носят мошеннический характер.
Соответствующая инициатива прописана в проекте поправок ко второму пакету мер для борьбы с кибермошенничеством, поступивших в комитет Госдумы по финансовому рынку от Национального совета финансового рынка. Также комитет Госдумы направил предложения в Минцифры, Генпрокуратуру, ФСБ, МВД и другие ведомства.
НСФР хочет внедрить в мессенджеры, соцсети и почтовые сервисы антифрод-механизмы, в том числе на базе ИИ, которые будут выявлять и блокировать мошеннические действия, прерывая подозрительные звонки и переписки. Также организация предлагает отключать по умолчанию входящие звонки с незнакомых номеров (не из списка контактов пользователя) на различных платформах, оставив возможность пользователю самому их активировать.
Кроме того, было озвучено предложение автоматически блокировать аккаунты пользователей, чьи номера заблокировал мобильный оператор за мошенничество или другие нарушения закона. После блокировки номера Роскомнадзор должен в течение суток направить организатору распространения информации в интернете (ОРИ) запрос на блокировку аккаунта, который также должен быть выполнен за сутки. Блокировка должна длиться не менее 60 дней.
Помимо мессенджеров, НСФР предлагает обязать операторов мобильной связи предоставлять банку информацию о выявленных мошеннических звонках и сообщениях; использовать ИИ-решения для защиты от мошенничества с функциями прерывания звонка или переписки; временно блокировать необычные входящие звонки в случае обнаружения мошеннической активности и др. Как пишет РБК, анализ звонков и переписок будет проводиться с согласия пользователя. Если мессенджер или другой ОРИ не соблюдает эти требования, скорость трафика к ресурсу могут понизить, сообщил источник агентства.
Между тем директор Института исследований интернета Карен Казарян сомневается в исполнимости предложенных НСФР мер, так как операторы связи «пока не понимают, как должен функционировать механизм взаимодействия с антифрод-системами, в какой момент они должны разорвать звонок».
«Реализовать предложенные меры можно только в сильно централизованном сервисе, тогда как современные мессенджеры работают по p2p-технологиям (децентрализованные сети, например в финансах — денежные переводы от одного пользователя к другому в приложении, без участия банка) и не могут прямо вмешаться в коммуникацию между двумя пользователями. Если говорить об иностранных компаниях, то зачем им выполнять эти требования? Сейчас они могут блокировать пользователей по запросу правоохранительных органов. Часть сервисов даже делают это, но не более того», — объяснил эксперт.
В целом НСФР озвучивает достаточно конструктивные предложения, но и сами граждане должны быть бдительными и включать голову, когда им звонит незнакомый номер. Нельзя перечислять кровно заработанные миллионы рублей, если незнакомец начал разговор с того, что у вас заканчивается договор сим-карты телефона или будут меняться ключи от домофона. Всегда включайте критическое мышление, а лучше не разговаривайте с незнакомцами особенно, если те звонят из других государств.
Фото: Freepik - Freepik
мероприятий