журнал стратегия

#журнал стратегия

Будущее искусственного интеллекта: рост ВВП и безработицы, конец эпохи LLM, «уникальная возможность» для Европы

Искусственный интеллект стал одной из главных тем на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Руководители мировых корпораций озвучили свое видение развития ИИ, и как технологии изменят наш мир.

Гендиректор Anthropic Дарио Амодеи в интервью The Wall Street Journal отметил, что искусственный интеллект может создать ситуацию одновременного высокого роста ВВП и высокой безработицы, что станет «характерной особенностью этой технологии».

По оценке Амодеи, ИИ теоретически может обеспечить рост валового внутреннего продукта на 5–10% при уровне безработицы около 10%, и «такого раньше никогда не происходило», поскольку в прошлом высокий рост ВВП обычно сопровождался и ростом количества рабочих мест. «Мы никогда не имели технологии, которая была бы настолько подрывной», — подчеркнул топ-менеджер.

Амодеи предупредил о возможном «кошмарном сценарии», при котором 10 млн человек в США, из них 7 млн в Кремниевой долине, получат выгоду в виде до 50% роста ВВП на их долю, тогда как остальная часть страны останется в стороне от этих преимуществ. По его мнению, государство должно участвовать в смягчении последствий вытеснения работников ИИ и «убедиться, что каждый получит часть этого роста», перераспределяя выгоды от технологического прогресса.

Сценарий, в котором ограниченная группа — условные 10 млн человек, в основном вокруг Кремниевой долины, — получает основную выгоду от до 50% роста ВВП на их сегмент, описывает риск концентрации доходов и капитала в руках узкого круга высококвалифицированных специалистов, владельцев технологий и инвесторов. Такой расклад усиливает актуальный тренд поляризации: высокооплачиваемые цифровые профессии и крупные технологические центры отрываются от остальной экономики.

Данная концентрация выгод типична для так называемых «технологий общего назначения» (general-purpose technologies) — электричества, интернета, а теперь и генеративного ИИ. Они затрагивают сразу множество отраслей, повышают производительность, но требуют сложной переквалификации и доступа к инфраструктуре. Без активной политики перераспределения это обычно ведет к росту неравенства между регионами, компаниями и группами работников.

При этом в уязвимом положении окажутся молодые специалисты и новички на рынке труда: в сферах, где генеративный ИИ может автоматизировать типовые офисные, аналитические или творческие задачи начального уровня, входные позиции уменьшаются или меняются по содержанию. Это усложняет старт карьеры и может привести к поколенческому разрыву в доходах и навыках.

Иную точку зрения озвучил «крёстный отец ИИ» Ян ЛеКун, который более 12 лет работал в Meta (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ) над развитием нейросетей. Он считает, что большие языковые модели в принципе не смогут привести к человеческому уровню интеллекта. LLM хорошо работают с текстами, но не умеют взаимодействовать с реальным миром и выстраивать причинно-следственные связи. Именно этим ЛеКун объяснил отсутствие домашних роботов и беспилотных автомобилей «пятого уровня», так как технологии не способны предсказывать последствия своих действий.

Гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг назвал ИИ-робототехнику «уникальной возможностью» для Европы. Топ-менеджер подчеркнул, что «невероятно сильная» промышленная производственная база Европы является ключевым преимуществом, предположив, что регион может «перепрыгнуть» эпоху программного обеспечения, в которой доминировали Соединенные Штаты.

«Теперь вы можете объединить свои промышленные возможности, свои производственные возможности с искусственным интеллектом, и это приведет вас в мир физического ИИ или робототехники», — акцентировал Хуанг.

Он добавил, что ИИ создаст больше рабочих мест в ремесленных профессиях, таких как сантехники и электрики, с ростом зарплат почти вдвое, без необходимости в докторских степенях. При этом Хуанг предупредил, что Европа должна «серьезно отнестись» к своему энергоснабжению, чтобы в полной мере воспользоваться возможностями ИИ. Сейчас в Европе одни из самых высоких затрат на энергию в мире, что может затруднить развитие инфраструктуры.

Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла заявил, что использование ИИ должно быть полезным.

«Мы, как глобальное сообщество, должны прийти к точке, где мы используем ИИ, чтобы делать что-то полезное, что меняет результаты для людей, сообществ, стран и отраслей», — акцентировал топ-менеджер.

По его словам, внедрение ИИ будет распределено по миру неравномерно, в основном из-за ограниченного доступа к капиталу и инфраструктуре. Реализация потенциала ИИ требует «необходимых условий» — прежде всего привлечения инвестиций и создания поддерживающей инфраструктуры. Ведущие технологические компании «инвестируют повсюду, включая глобальный Юг», успех зависит от политики, которая привлекает как государственный, так и частный капитал. Критическая инфраструктура, такая как электрические сети, «в основном управляется правительствами», и частные компании могут эффективно работать только после того, как базовые системы, такие как энергетические и телекоммуникационные сети, будут созданы.

Фото: YandexART

анонсы
мероприятий
инновации

Программирование будущего: инженеры в мире роботов

 

#, , , , ,
инновации

Илон Маск: искусственный интеллект превзойдет человечество к 2030–2031 годам

 

#, , , , ,