Гиперавтоматизация и налоги на роботов
Как изменится мир к 2030 году
Технологии машинного обучения проникают во все сферы экономики и запускают глубинные трансформации в обществе. В ближайшие 10 лет под влиянием искусственного интеллекта изменится рынок труда, корпоративная структура и даже госуправление. О главных трендах рассказывает гендиректор UiPath в России и СНГ Светлана Анисимова.
Открытие «огня»
Одним из главных мегатрендов 2020–2030-х годов станет стремительное развитие и внедрение технологий на базе искусственного интеллекта (ИИ). Первые трансформации уже произошли. Мы все чаще общаемся с умными голосовыми помощниками, пользуемся смартфонами и автомобилями, в сборке которых принимали участие роботы, а в основе работы лежат алгоритмы машинного обучения.
Аналитики, футурологи и лидеры IT-отрасли сходятся во мнении, что ИИ послужит одним из главных драйверов технологической революции. Гендиректор Google Сундар Пичаи ставит создание искусственного разума в один ряд с открытием огня и электричества.
ИИ окажет влияние не только на повседневную жизнь, но и на глобальную экономику. По прогнозам McKinsey Global Institute, технология стимулирует ежегодный рост ВВП и принесет экономике дополнительные $13 трлн к 2030 году. Аналитики PwC оценивают экономическое влияние ИИ в $15,7 трлн. И основным фактором роста станет повышение производительности за счет автоматизации процессов — как на уровне больших и малых предприятий, так и на уровне государства.
Безлюдные производства
По оценкам аналитиков, к 2030 году автоматизация уничтожит до 800 млн рабочих мест. Главный футуролог Cisco Дэйв Эванс утверждает, что к этому времени роботов станет больше, чем людей.
Автоматизация действительно становится все более доступной: робототехника дешевеет, а эффективность алгоритмов растет. Сегодня роботы уже «трудятся» в кол-центрах, на фабриках и фермах, в больницах, шахтах, банках и такси.
В 2030-е на каждом крупном предприятии персонал будет работать бок о бок с роботами. Так, при устройстве на работу сотрудники будут проходить автоматизированное собеседование, а навыки базовой работы с алгоритмами станут таким же обязательным требованием, как навыки работы с документами и таблицами сегодня. Наравне с IQ и EQ появится automation IQ — умение находить общий язык с алгоритмами и роботами.
Менеджеры получат доступ к персональным виртуальным помощникам. Например, в UiPath мы разрабатываем системы управления распределенной цифровой рабочей силой. Подобных сервисов в будущем станет больше, а в каждой компании появится цифровое подразделение с виртуальными сотрудниками.
Процент робототехники на производствах также будет расти, и к 2030-му в большинстве стран появятся так называемые безлюдные фабрики. Так, фабрика Foxconn, которая занимается сборкой айфонов, планирует заменить 80% работников роботами в ближайшие 5–10 лет.
Но тотальная автоматизация не сделает людей лишним звеном. Напротив, она откроет новые возможности для роста и развития. По прогнозам Всемирного экономического форума, к 2022 году автоматизация уничтожит 75 млн рабочих мест, но создаст 133 млн новых. В результате на рынке труда появятся новые профессии, которых не существовало прежде, — от инженеров по оцифровке памяти до юристов в сфере робототехники.
Корпорации будущего
Гиперавтоматизация повлечет за собой появление компаний нового типа, которые выстраивают стратегию развития вокруг концепции automation first. Их главный принцип — это оптимизация процессов с помощью алгоритмов и выстраивание бизнес-модели вокруг автоматизации.
Аналитики Gartner прогнозируют, что к середине 2020-х большинство организаций создаст цифровых двойников — виртуальные копии компаний для визуализации внутренних процессов. Это позволит в режиме реального времени следить за развитием, гибко подстраиваться под меняющиеся обстоятельства и повышать производительность. Что в конечном итоге приведет к росту финансовых показателей.
С этой целью компании будут создавать специальные роботизированные центры управления, а также подразделения по работе с большими данными, внедрению алгоритмов и робототехники. Инструменты для автоматизации бизнес-процессов (RPA) станут настолько доступными, что их начнут массово применять не только крупные корпорации, но и малый бизнес.
Цифровизация государства
Гиперавтоматизация коснется не только персонала и корпораций, но и государственных институтов. К 2025 году в России начнет работу цифровая платформа электронного правительства, а в других странах, например в Эстонии, переход к цифровому управлению уже начался.
Часть задач госслужащих будут выполнять алгоритмы — в первую очередь это касается таких бюрократических процессов, как оформление документов или проверка сведений в базах данных.
Параллельно с этим перед правительством встанет задача скорректировать законодательство с учетом новых реалий. К 2030-му большинство стран подготовит стратегию развития ИИ. Также появятся законы, регулирующие интернет вещей, использование дронов, робомобилей и распознавание лиц.
Государству предстоит разработать новую систему контроля на рынке труда. Одна из инициатив — это «налог на роботов» для компаний, которые экономят на зарплатах за счет использования робототехники и алгоритмов. Полученные деньги можно направить на соцпособия и переподготовку специалистов, которые лишились работы из-за ИИ. Европейский парламент пока выступил против этой инициативы, но в будущем ситуация может измениться.
Строить долгосрочные прогнозы сложно хотя бы потому, что уже завтра могут появиться технологические «черные лебеди», которые радикально изменят картину. Кроме того, прогнозы зачастую слишком оптимистичны. Так, в начале 2000-х многие визионеры утверждали, что к 2020 году роботы сравняются по интеллектуальному уровню с человеком, а люди колонизируют Марс и Луну. Эти предсказания не сбылись.
Пока невозможно с точностью прогнозировать, как автоматизация изменит нашу жизнь. Однако мы уже можем проследить тренды ближайшего будущего, которые следует учитывать как рядовым сотрудникам и предпринимателям, так и крупным компаниям и государствам.
Наша справка
UiPath — глобальная IT-компания, мировой лидер (по оценке Gartner, Forrester, Everest) в разработке RPA-решений (robotic process automation) и номер один среди 500 самых быстрорастущих технологических компаний Северной Америки (по оценке Deloitte). Основана в Румынии в 2005 году, сегодня представительства открыты в 25 странах, в том числе в России. Список клиентов UiPath включает в себя более чем 50% корпораций из списка Fortune 500. В настоящее время стоимость компании оценивается в $7 млрд. В 2019 году она привлекла $568 млн инвестиций в раунде D. В России клиентами компании уже стали более 100 крупных фирм.
Фото: Shutterstock; из личного архива эксперта