журнал стратегия

#журнал стратегия

Подготовку кадров для робототехники обсудили на форуме РИММ

Робот — сложное устройство, состоящее из огромного количества самых разных технологий и программ. И даже в таком комплекте робот не сможет функционировать без человека, который его соберет, настроит, запрограммирует и в случае чего починит.

Как обеспечить развивающуюся отрасль робототехники кадрами, разбирались участники секций «Экономика и развитие кадрового потенциала отрасли» Ежегодного международного научно-технического форума «Робототехника, интеллект машин и механизмов» (РИММ).

Ее модераторами выступили Елена Диденко, проректор по дополнительному профессиональному образованию Финансового университета при Правительстве РФ, и Артем Кирьянов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике.

Григорий Остапенко, проректор по цифровизации Финансового университета, рассказал, что успешная образовательная программа в сфере роботизации включает в себя «шесть кубиков». Речь идет о фундаментальном образовании, финансово-экономическом аудите, навыках программирования интерфейсов, знаниях о современных робототехнических изобретениях и применении ИИ в роботизации, а также повышении квалификации в системах СПО и ДПО.

Важно также учитывать конкретный запрос отрасли, добавил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. Без понимания этого запроса, а также понимания самой сути отрасли робототехники невозможно построить эффективные образовательные программы СПО.

Кадровая проблема является одной из ключевых с точки зрения исполнения поручения президента России о вхождении страны в топ-25 по плотности роботизации к 2030 году. Об этом рассказал начальник отдела Департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России Руслан Ахмедов. Он сообщил, что до 2030 года планируется обучить более 20 тысяч студентов и провести более 30 технологических конкурсов.

Отдельное внимание эксперты обратили на дефицит кадров педагогических. Наталия Золотарева, президент общероссийской общественной организации «Союз директоров организаций среднего профессионального образования России», подчеркнула, что педагогам нужны постоянное обновление и эффективная система профессионального роста. При этом серьезной проблемой остается низкий уровень заработных плат соответствующих специалистов, что идет вразрез со стоимостью подготавливаемых ими кадров.

В целом нехватка кадров особенно тяжело сказывается на регионах. Это обусловлено, в частности, оттоком молодежи и нехваткой высокотехнологических рабочих мест, отметил Сергей Жестянников, председатель Законодательного собрания Вологодской области. Дмитрий Волков, первый заместитель директора Школы бизнеса НИУ «Высшая школа экономики», в свою очередь, обратил внимание на важность подготовки многофункциональных специалистов, которые объединяют в себе несколько профессий.

Директор Высшей школы менеджмента и технологий Финансового университета Ольга Прокудина рассказала, что дефицит кадров негативно влияет и на реализацию робототехнических проектов в промышленности. Без подготовленных специалистов руководству предприятий трудно создавать и успешно внедрять проекты по роботизации.

Для решения этой проблемы Финансовый университет совместно с Консорциумом робототехники и систем интеллектуального управления разработал и реализовал программу профессиональной переподготовки «Специалист по роботизации производств». В 2024 году обучение прошли 276 специалистов. В 2025 году обучение по программе продолжится.

Прошедшие программу специалисты могут провести грамотный аудит предприятия, буквально объясняя руководству, где, как и для чего поставить робота. Это очень важно для знакомства с возможностями роботизации, сказал Анатолий Перепелица, генеральный директор ООО УРТЦ «Альфа ИНТЕХ».

Возвращаясь к теме сугубо технологических кадров, Антон Козлов, исполнительный директор Ассоциации вузов радиоэлектронной промышленности, руководитель координационного центра «Кадровое обеспечение микроэлектроники» НИУ МИЭТ, обратил внимание на важность совместной работы образовательных организаций и предприятий над реализацией программ СПО и ДПО. Кроме того, необходима система стажировок как на российских, так и на зарубежных предприятиях.

О новых подходах к определению качества реализации ДПО для отрасли рассказала Наталья Евтихиева, генеральный директор Российской ассоциации Бизнес-образования (РАБО).

Построению системы непрерывного инженерного образования посвятила свой доклад Валерия Бялик, заместитель директора по развитию Направления «Образование» ООО «ЦС ИМПЭКС».

Диана Меринова, руководитель образовательного направления ООО «Технорэд», обратила внимание на процесс формирования и подготовки эффективных команд по роботизации на предприятиях. Она рассказала о снятии барьеров и выработке необходимых практических навыков.

Теме подготовки кадров для технологического аудита и разработки стратегии роботизации предприятий был посвящен доклад Анатолия Перепелицы, генерального директора ООО УРТЦ «Альфа ИНТЕХ». Богдан Рагулин, руководитель отраслевого центра трансфера технологий МТУСИ, co-founder медтех-стартапа AsistI, отметил, что для решения этой задачи требуется создание единых стандартов и учебных программ по оценке и аудиту. Особенно это важно при принятии решения о финансировании проектов роботизации.

Проблему систематизации процесса подготовки кадров для задач робототехники осветила Алиса Сотникова из МГТУ СТАНКИН. Айрат Фасхутдинов, главный конструктор ТЦ по проектированию новых производств ПАО «КАМАЗ», рассказал о том, как подготовкой кадров занимаются в его компании.

В рамках секции также была поднята тема международного сотрудничества. В частности, Андрей Подчуфаров, ведущий эксперт Торгового представительства Российской Федерации в Республике Индия, рассказал о перспективах высокотехнологичного бизнеса и предпринимательства в регионе.

«Форум стал уникальной отраслевой площадкой, позволившей объединить органы власти, отраслевое сообщество, образовательные организации для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития робототехники и подготовки кадров технологического развития. Очень важно, что в фокусе внимания участников форума находились также и вопросы подготовки кадров и международного сотрудничества. Уверена, что совместно с партнерами Финансового университета из Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления, а также другими заинтересованными организациями, работа по развитию отрасли и подготовке кадров будет продолжена», — отметила, подводя итоги работы секции, Елена Диденко.

Участники секции констатировали, что подготовка кадров в сфере роботизации является одной из важнейших задач для технологического развития страны. Они призвали расширить поддержку образовательных инициатив, а также внедрить новые модели взаимодействия университетов и промышленных предприятий, продолжить ведение прикладных научно-исследовательских разработок и запуск программ ДПО, разработать программу подготовки аудиторов, развивать культуру корпоративного обучения, стимулировать миграцию в регионы высокопрофессиональных кадров и многое другое.

 

Справка

Форум РИММ прошел 7 февраля на площадке Финансового университета при Правительстве РФ. Организаторы форума — Консорциум робототехники и систем интеллектуального управления совместно с Финансовым университетом при поддержке Минпромторга России.

«МИР Робототехники» выступил оператором форума.

Цель форума — создание единой площадки для регулярного обсуждения ключевых вопросов развития робототехники, систем интеллектуального управления, технологий и компонентов в России.

Подробности: на сайте и в Телеграм.

Аркадий Гончаров

Фото:  пресс-служба форума РИММ

анонсы
мероприятий
инновации

Хакерская киберразведка, уязвимости и вредоносы – как киберпреступники атаковали банки в 2024 году

 

#, , ,
инновации

Детали прогресса: на РИММ рассказали о развитии российских компонентов

 

#, , , ,