Топ-6 советов для бизнес-лидеров о роботизации
Экономический эффект от внедрения RPA (robotic process automation) для крупного бизнеса исчисляется миллионами долларов ежегодно. И все же руководители далеко не всегда понимают, как сформировать и удержать команду, способную реализовать RPA-инициативы с максимальной пользой для бизнеса.
Более половины сотрудников, опрошенных WorkMarket 2020, считают, что внедрение RPA сбережет им до двух рабочих часов в день. Это время сотрудники могут использовать для карьерного и личностного роста, а также для решения более сложных, стратегически важных бизнес-задач. За счет этого крупный бизнес может экономить на автоматизации до четырех миллионов долларов ежегодно.
При этом развертывание инструментов роботизации не требует внесения серьезных изменений в текущую ИТ-инфраструктуру и, как следствие, значительных капиталовложений. Именно поэтому спрос на технологии RPA постоянно растет. И пандемия, вынудившая компании более внимательно следить за бюджетами, стала лишь дополнительным стимулом для индустрии. В ходе недавнего опроса Deloitte 73% руководителей заявили, что их организации встали на путь автоматизации.
По мере того, как RPA распространяется все шире, растет и интерес к технологии со стороны бизнес-руководителей. Однако выстроить процесс автоматизации компании, нанять или обучить и, главное, удержать нужных специалистов оказывается не так уж просто. Несмотря на то, что, по данным исследования UiPath, 97% профессионалов в сфере RPA довольны своей работой и карьерой, 80% из них все же отмечают, что открыты для новых возможностей.
Что же нужно принимать во внимание бизнес-руководителю, чтобы удержать талантливых специалистов в области RPA и успешно запустить цифровую трансформацию?
Многие компании плохо знакомы с RPA
Технология роботизации все еще достаточно нова для большинства организаций. Около 42% опрошенных UiPath RPA-девелоперов работают в компаниях, которые используют RPA менее двух лет. И лишь 15% — в тех, что внедрили инструменты автоматизации более пяти лет назад.
Из-за этого многие бизнес-руководители не до конца понимают специфику RPA-инициатив. К примеру, тот факт, что разработка RPA-решений корпоративного уровня требует надежного плана, подготовки и предварительных вложений. Так, нужно заблаговременно проанализировать, в каких процессах внедрение роботизации принесет наибольшую выгоду и как правильно масштабировать программных роботов на весь бизнес. Именно из-за отсутствия такой подготовки и адекватного понимания технологии от 30 до 50% RPA-проектов терпят неудачу, по данным EY.
Впрочем, в отличие от первопроходцев, организации, которые только сейчас рассматривают возможность использования RPA, находятся в благоприятном положении. Им не приходится учиться на своих же ошибках: уже накоплен опыт автоматизации различного бизнеса, а на рынке появилось достаточное число талантливых разработчиков.
Рынок RPA растет, и разработчики ищут новые возможности
По данным Horses for Sources, в 2022 году рынок RPA перешагнет планку в $4,3 млрд. Это почти в два раза больше, чем по итогам 2019 года. Не зря Gartner и другие аналитические агентства уже несколько лет называют роботизацию самым быстрорастущим рынком в сегменте корпоративного ПО.
Большой рынок — большие возможности. По результатам недавнего опроса UiPath, 77% сотрудников ожидают, что в 2021 году их работодатель наймет больше разработчиков RPA. RPA-девелоперы понимают, что востребованы: так, на сайте indeed прямо сейчас более 3 400 вакансий для RPA-специалистов. Поэтому они ищут места с более высокой заработной платой, возможностями для реализации и карьерными перспективами. Несмотря на то, что в целом большинство из них довольны своей работой, 80% рассматривают альтернативные возможности.
Разработчики RPA предпочитают работать из дома
Как и многие другие профессионалы в сфере ИТ, RPA-разработчики в прошлом году перешли на гибридный или онлайн-формат работы. 86% опрошенных UiPath специалистов из-за пандемии начали работать из дома. А 90% увидели преимущества удаленки (например, им больше не нужно тратить время на дорогу до офиса) и захотели продолжить в том же режиме и после снятия коронавирусных ограничений.
Впрочем, и трудностей при переходе на дистанционный формат работы хватило: так, многие RPA-специалисты столкнулись с такими проблемами, как отсутствие work-life balance (47%) и неэффективная командная работа (46%). Поэтому работодателям сегодня важно не только предложить сотрудникам разные форматы работы, но и обеспечить им комфорт в рамках «домашнего офиса»: наладить совместный доступ к данным из любой точки мира и коммуникации внутри команд, а также научить разработчиков управлять своим рабочим временем.
RPA вызывает интерес у сотрудников с разным опытом
Две трети RPA-девелоперов приходят в эту сферу из других профессиональных областей. Это могут быть как разработчики ПО, решившие освоить новую технологию, так и бизнес-пользователи, которые хотят автоматизировать свои рабочие задачи. При этом 59% RPA-специалистов считают, что сфера роботизации более разнообразна, чем другие области разработки программного обеспечения. Здесь много женщин (около 20% в сравнении с 8% в других секторах ИТ), людей старше 30 лет. Есть и специалисты с совершенно разным опытом и бэкграундом, от бухучета до продаж.
— Все дело в том, что разработка программных роботов не требует глубоких знаний в области программирования, и RPA-специалистом, по сути, может стать любой человек, — поясняет Светлана Анисимова, генеральный директор компании UiPath в России и странах СНГ.
Половина опрошенных UiPath разработчиков RPA заявили, что переходить на новую должность было легко. Поэтому руководителям необязательно искать нужных сотрудников извне. Вполне можно найти подходящих кандидатов из действующей команды.
RPA-специалистам нужно обучение
Как и любая новая технология, автоматизация стремительно развивается. Наличие самых актуальных и обширных знаний о платформе поможет команде получить от технологии больше преимуществ.
Поэтому очень важно поощрять и финансово поддерживать разработчиков, желающих обучаться: организовывать внутренние образовательные программы, содействовать в подготовке к экзаменам, спонсировать их и предлагать новые позиции после прохождения сертификации.
RPA как конкурентное преимущество
Таким образом, для того чтобы сделать технологию RPA конкурентным преимуществом, организация должна иметь четкую стратегию и фундамент для изменений. Причем таким фундаментом должны стать не только организованные, подготовленные к трансформации бизнес-процессы, но и люди.
Грамотная команда RPA-специалистов способна реализовать RPA-инициативы с максимальной пользой для бизнеса. А задача руководителя — найти и удержать эти таланты.
Фото: UiPath
мероприятий