В малом бизнесе инноваций становится больше
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует динамику инновационной деятельности малых промышленных предприятий по данным Росстата за период 2015–2021 гг. и отмечает положительные тенденции по основным показателям развития.
Наблюдение инновационной деятельности малых предприятий промышленного производства осуществляется с периодичностью раз в два года. В рамках исследования сопоставлены результаты четырех обследований: за 2015, 2017, 2019 и 2021 гг.
Главное:
Более 2 тысяч малых компаний промышленного производства в 2021 г. разрабатывали и внедряли инновации. Их число выросло относительно 2019 г. на 27%, 2015 г. — на 71%. Доля малых инновационных предприятий в общем числе обследованных (уровень инновационной активности) достигла отметки 6,9% (+2,4 п.п. за период 2015–2021 гг.). Наибольшую активность демонстрируют производители лекарственных средств и материалов (23,7%), компьютеров, электронных и оптических изделий (20,4%).
54,4 млрд руб. предприятия малого бизнеса инвестировали в инновации (в постоянных ценах на 70% больше уровня 2019 г.). В целом за 2015–2021 гг. данные затраты утроились. Главным источником их формирования служат собственные средства компаний (73%).
На 118,8 млрд руб. малые предприятия произвели новых и усовершенствованных товаров, работ, услуг (+51% к уровню 2019 г. в постоянных ценах). Всего за 2015–2021 гг. объем выпуска инновационной продукции увеличился в 2,6 раз. Ее доля в общем объеме продаж малых предприятий в 2021 г. составила 2,8% (против 2,4% в 2019 г. и 1,6% в 2015–2017 гг.).
Инновационная продукция малых предприятий отличается высоким уровнем новизны. Предприятия в основном производят товары и услуги, впервые внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям (77,9% против 22,1% усовершенствованной продукции, основанной на существующих технологиях).
Резюме:
Малый бизнес в России не только устоял в постпандемийный период, но и интенсифицировал инновационные процессы. На фоне усиления конкуренции и диверсификации спроса компании смогли переориентировать деятельность, направленную на удержание рынка: очевидная позитивная динамика просматривается по всем ключевым показателям инновационной деятельности.
По ссылке представлены более подробные сведения.
Фото: Pixabay
мероприятий