журнал стратегия

#журнал стратегия

Выгодна ли роботизация российскому бизнесу на текущем этапе?

Этот вопрос мы задали собственникам и топ-менеджерам разных компаний — и потребителям роботов, и их производителям.

Дмитрий Скороходов, руководитель проектов «Лаборатории инноваций» Группы НЛМК:

— Глобальная задача роботизации заключается в том, чтобы высвободить человека от рутинных операций в пользу решения творческих задач, обезопасить его от влияния вредных факторов, обеспечить уникальные свойства производимой продукции за счет высокой точности робота, часто недоступной возможностям человека.

Промышленность в этом смысле не является исключением, роботы здесь, в отличие, например, от сферы развлечений, выполняют только крайне практичные задачи. Это и уже упомянутая безопасность, и производство больших объемов продукции с высокой скоростью и стабильным качеством. Кратко я бы охарактеризовал это как «исключение человеческого фактора».

В металлургии, к примеру, высокие технологии сегодня помогают решать широкий круг производственных задач. Например, автоматизированные помощники способны проверять состояние труб длиною в несколько сотен метров там, где человеку физически трудно это сделать. Робота с камерой помещают внутрь трубопровода, по которому он с легкостью перемещается, давая возможность оператору отсканировать даже самые труднодоступные участки на наличие дефектов. Такая диагностика позволяет избежать внеплановых аварий и простоев, эффективнее спланировать график ремонтов оборудования.

Предиктивную диагностику робот может выполнять и самостоятельно, без участия оператора. Например, самоходная платформа может самостоятельно объезжать производственные линии и оценивать состояние оборудования. Машина один за другим объезжает участки и проводит диагностику действующих там узлов и агрегатов на предмет поломок и неполадок, выявляя вибрации, повышение температуры и т. п. Кроме того, автоматизированных помощников используют в погрузочных работах, резке, закалке, литье металлов, для выполнения сварочных работ и др.

Ратибор Коновалюк, директор по развитию группы компаний «ИНТЕХРОС»:

— Сегодня активно внедряется концепция 5D (от англ. dull, dirty, dangerous, dear, difficult), согласно которой роботизации подвергаются в первую очередь монотонные и опасные работы.

Роботизация сегодня — это перспективное направление модернизации промышленности, которое позволяет повысить социальную и экономическую эффективность предприятия. Часто роботизация промышленности сводится к широкому внедрению роботов на предприятии как новому этапу его автоматизации.

Бизнес все активнее изучает роботизацию. В первую очередь, это важно, потому что роботы могут быть более эффективными в использовании ресурсов. Инженерные роботы имеют очень широкий профиль и совместимы с 300-ми видами навесного оборудования. Это значит, что они могут заниматься разрушающими операциями (с помощью гидромолота или роторной фрезы), землеройными работами (с помощью ковша), грузоподъемными операциями (с помощью грейфера) и т. д. В принципе, сегодня роботы заменяют крупногабаритную спецтехнику.

Ценовые границы роботов очень разнообразны. Например, диапазон цен на инженерных гидравлических роботов — от 10 млн до 150 млн рублей. Все зависит от условий эксплуатации и специализации применения. Бывают роботы массовые, достаточно простые в своем устройстве. А бывают которые управляются в радиационно-грязной среде и могут работать при температуре до 400℃, такие будут стоить дороже. К тому же цена зависит от размера и функциональных возможностей.

Пандемия четко показала зависимость бизнеса от людей. Данную зависимость роботы могут снизить и параллельно увеличить производительность на единицу затраченного ресурса. Основная цель роботизации — это, конечно, улучшение технологического процесса. Приобретение робота — это инвестиция, а как любая инвестиция в разных странах она приносит прибыль по-разному. Например, наши роботы «РОИН» окупаются от одного до трех лет.

 

Людмила Зарщикова, основатель и руководитель компании по производству и продаже пуховиков «Палето»:

— На швейном производстве «Палето» в 2020 году мы внедрили автоматизированный раскройный комплекс, который позволил сократить время раскроя в 3 раза. В 2021 году внедрили машину-автомат с шитьем по шаблонам. Сейчас автомат полностью заменил 8 швей в швейном потоке.

Но основные операции в швейной промышленности, как и прежде, делают люди. И кадровый вопрос с каждым годом все острее. Персонал, обученный еще в советское время, не молодеет и уходит на пенсию. А у молодежи эта профессия не вызывает интереса. В связи с этим роботизация станет единственным решением этого вопроса.

В мире уже разработаны и внедрены разные виды захватов для подъема и перемещения заготовок из пачки кроя. Подобные роботы-манипуляторы работают на заводах Nike, Adidas, некоторых европейских производствах. Но пока такие роботы могут шить только футболки, джинсы и обувь. У этих роботов-манипуляторов производительность в 10–15 раз выше, чем при ручном труде.  При этом исключены больничные, отпуска, декретные и работа происходит круглосуточно.

Одна из технологических причин, по которой роботы-манипуляторы не получили распространения в швейной промышленности, вызвана «непослушной» (мягкой и гибкой) структурой ткани. Роботы-манипуляторы имеют меньшие манипуляционные возможности по сравнению с руками человека. Но и тут прогресс не стоит на месте и уже разработаны и внедрены разные виды захватов для подъема и перемещения заготовок из пачки кроя.

Но пока это оборудование экономически недоступно для российских швейных фабрик. Так, простой манипулятор российского производства стоит от 4 млн рублей (без учета интеграции и ПО), но он не приспособлен для швейного производства. Роботы, которые работают на зарубежных швейных производствах, российским швейниками вовсе недоступны ни по цене, ни из-за санкций. А таких манипуляторов нужно несколько десятков для обеспечения работы цеха. В России подобных роботов не производят вовсе, а потребность в них колоссальная.

Александр Синеркин, владелец мебельной фабрики «Форт»:

— Бизнес, особенно крупный, и производственный бизнес, без роботизации процессов обречен на гибель. Роботизация сегодня — это не то, что выгодно, это единственный способ выжить и зарабатывать большие деньги.

Во-первых, сейчас производство испытывает колоссальный недостаток рабочей силы. Новое поколение людей не хочет работать ни слесарями, ни сантехниками, ни плотниками, ни токарями, ни даже операторами ЧПУ. На примере своей фабрики могу сказать, что один станок ЧПУ или распиловочный центр способны заменить от 4 до 17 человек. Поэтому наступившая эра автоматизации, кибернетики, искусственного интеллекта открывает большие возможности перед производителями. Если бизнес хочет выжить, он будет проводить роботизацию процессов.

Во-вторых, управлять заводом, в котором работают свыше 300 человек, уже невозможно без программ автоматизации бизнес-процессов — без CRM-системы типа «Битрикс24», ERP-систем, штрихкодирования на складах, без amoCRM для работы с клиентами. Это все тоже элементы роботизации, и они внедрены на моей фабрике. Без автоматизации процессов наступит хаос, бизнес будет напоминать слона, стоящего на песчаных ногах, то есть рано или поздно рухнет.  

Нам уже пора переходить из второй промышленной революции в третью. Япония, США, Германия находятся в процессе пятой промышленной революции. Это когда завод работает полностью без людей, в частности, автоматизировано поступление клиентских заказов, заказов от фирм-партнеров и т. д. А мы никак не можем полностью перейти в третью промышленную революцию, что подразумевает переход от механических и аналоговых электронных технологий к цифровой электронике.

Для моей мебельной фабрики нужны, например, автоматический сварочный аппарат — так называемая робот-рука, четырехсторонний присадочный станок с рольганги, автоматизированный распиловочный центр.

Не важно, в каком ценовом диапазоне будет приобретен робот. Главное, чтобы оборудование окупилось за счет экономии в течение одного-двух лет.

 

Сергей Саунин, руководитель проектов по консалтингу и автоматизации бизнес-процессов в сфере складской логистики компании «Первый Бит»:

— Дешевый неквалифицированный труд на данный момент является основным препятствием перевода склада на роботизированные технологии. Помимо этого, есть и другие факторы, сдерживающие тренд на роботизацию, о которых важно упомянуть.

Компании уже инвестировали значительные суммы в инфраструктуру нероботизированных складов и пока не готовы менять курс. Например, когда ритейл начал активно развиваться в нашей стране, многие крупные игроки рынка уже закупились стационарными стеллажами, тележками и прочим оснащением.

Важно отметить, что роботизированный склад требует изначального проектирования с учетом использования элементов роботизированной инфраструктуры.

Также стоп-фактором перехода на роботизированные технологии выступает недостаточная осведомленность в вопросах роботизации бизнес-процессов, боязнь трансформации многолетнего устоявшегося алгоритма действий. Производителям роботов пока не удается доказать ритейлерам и владельцам складов, что автоматизация увеличивает выгоду, повышает эффективность операций в 2–3 раза.

Елена Фролова, коммерческий директор промышленной группы «ВЕКПРОМ»:

— Применение робототехники связано с оптимизацией процесса — снижением издержек и сроков, а также качественным улучшением результата. Например, применение роботов на автомобильных заводах сокращает производственный цикл, повышает качество продукции, устраняет фактор человеческой ошибки.

В зависимости от объема продукции и размера заработной платы, автоматизация производственного процесса с использованием роботов может окупиться в течение 1–3 лет. Дополнительные средства, освободившиеся после оптимизации производства, могут быть использованы для расширения продуктовой линии, предоставления услуг, выхода на новые рынки.

Основные эффекты от внедрения робототехнических комплексов на предприятии:

– сокращение издержек на рабочую силу — на производственном участке роботы могут заменить людей при выполнении операций по сварке, пайке, резке, сборке, перемещению;

– сокращение издержек на материалы — за счет избавления от человеческого фактора и повышения качества продукции;

– снижение процента брака, улучшение качества конечной продукции;

– увеличение производительности — роботы могут работать дольше, чем обычная бригада.

Фирме нет смысла применять роботов, если по крайней мере по прошествии длительного времени они не приведут к кратному улучшению экономического положения.

Константин Артемьев, генеральный директор Sherpa RPA:

— Роботизация — это не просто выгодно, а очень выгодно. Сегодня RPA (robotic process automation) — это не просто технология, это стратегическое решение для бизнеса. RPA — это программные роботы, которые могут выполнять рутинные задачи и операции на компьютере, подражая действиям человека. Основная выгода заключается в значительном повышении эффективности.   

Наши роботы позволяют автоматизировать повторяющиеся и ресурсоемкие задачи, что освобождает сотрудников от монотонной работы и позволяет им сосредотачиваться на более важных стратегических задачах. Это также способствует снижению рисков человеческих ошибок, что особенно важно в сферах с высокой степенью регуляции, таких как финансы и здравоохранение.

В любой современной компании можно роботизировать множество процессов, от автоматической выписки пропусков до некоторых аналитических задач. Крупная строительная компания при помощи роботов контролирует сметы на стройплощадке, аналитик сети ресторанов благодаря роботизированным процессам быстро сводит P&L-отчет. Роботы помогают видеть более четкую картину движения товаров одному из лидеров люкс-ритейла. Примеров можно привести множество. 

Если говорить о конкретных цифрах, то в среднем один робот (роботизированный процесс) создает экономический эффект от 0,3 до 3 FTE, где FTE — эквивалент полной занятости сотрудников компании. При текущем кризисе кадров и серьезном росте заработной платы, роботы очень быстро себя окупают.

Поскольку решения RPA демократичны и доступны большому спектру компаний, мы работаем с большим количеством разных бизнесов: от лидеров рынка, таких как «Северсталь», «Билайн» и «Альфа-Банк», до средних и малых предприятий, решивших улучшить свои бизнес-процессы.

Мы гордимся тем, что наши продукты помогают компаниям повысить производительность и сохранить конкурентоспособность в быстро меняющемся мире бизнеса. Мы продолжаем совершенствовать RPA-технологии, внедряя в них ИИ-решения, чтобы помочь компаниям достигать новых высот в роботизации бизнес-процессов.

 

Александр Бочкин, генеральный директор «Инфомаксимум»:

— Я под термином «робот» подразумеваю, прежде всего, технологию RPA. Это особые программные комплексы для автоматического выполнения рутинных и повторяющихся задач на компьютере. Такие «роботы» имитируют действия человека в интерфейсе пользователя — нажатия клавиш, ввод данных, клики мыши и обработку информации на экране. Отдавая часть ежедневных рутинных задач инструментам RPA, получается высвободить значительный пласт ресурсов для решения ключевых задач. К слову, даже сама работа роботов с пользовательскими интерфейсами позволяет экономить — отпадает необходимость модифицировать уже существующий софт.

Кроме того, из больших преимуществ применения RPA внутри компании я бы выделил: 

– Увеличение производительности: роботы выполняют рутинные и повторяющиеся задачи значительно быстрее и точнее, чем человек;

– Снижение ошибок: роботизация минимизирует риск человеческих ошибок, что особенно важно в задачах, требующих высокой точности. Это позволяет избежать потенциальных финансовых и репутационных убытков. У нас есть кейс, когда одной крупной телекоммуникационной компании мы исследовали процесс учета авансовых отчетов. И обнаружили, что в 22% случаев транзакции выполнялись некорректно, и при обнаружении этого был велик риск получения больших штрафов;

– Уменьшение затрат: внедрение RPA позволяет сократить затраты на трудоемкие и ресурсоемкие операции;

– Создание конкурентных преимуществ: бизнес, успешно внедряющий RPA, способен быстрее адаптироваться к изменениям рынка.

Например, Газпромбанк активно занимается внедрением RPA в свою деятельность и организовал отдельную структуру — Центр роботизации процессов, для усиления эффекта применяет ряд новых технологий, включая Task Mining.

Мы сами постоянно имеем дело с роботами. Одна из наших задач как вендора ПО — помочь крупному бизнесу правильно определить процессы, роботизировать которые будет выгоднее всего с экономической точки зрения.

 

Максим Оганов, основатель агентства Oganov.Digital и проекта Oganov.Consulting:

— При выборе роботов для вашей сферы, учитывайте следующие факторы:

– Функциональность: роботы должны уметь выполнять конкретные задачи, которые помогут вам оптимизировать рабочие процессы и повысить эффективность;

– Ценовой диапазон: оцените ваши финансовые возможности и найдите роботов, которые соответствуют вашему бюджету. Иногда можно начать с более доступных моделей и затем поэтапно расширять автоматизацию;

– Сопровождающие услуги: проверьте наличие услуг поддержки и обслуживания со стороны поставщиков роботов, чтобы обеспечить надежность и оптимальную работу ваших автоматических систем.

Я рекомендую обратиться к профильным консультантам, чтобы провести тщательный анализ вашей сферы деятельности, чтобы определить, какие виды роботов наиболее подходят для ваших нужд и бюджета.

Подготовил Николай Алексеев

Фото: НЛМК; «ИНТЕХРОС»; «Палето»; «Форт»; «ВЕКПРОМ»; Pexels

анонсы
мероприятий
инновации

Экзоскелеты, роботы и цифровые сервисы: резиденты «Сколково» представили свои решения замминистра строительства

 

#, , , ,
инновации

Глобальный университет Рыбакова и МФТИ запустили Физтех-школу Игоря Рыбакова

 

#, ,