Чего мы боимся и что любим: пять факторов мотивации
Дэвид Рок – исследователь, писатель и бизнес-консультант. Эксперт по развитию лидерских способностей. Член консультативного совета международной школы бизнеса CIMBA. Один из основателей Института нейролидерства и регулярного саммита по нейролидерству. Автор бестселлера «Мозг. Инструкция к применению». Дэвид рассказывает, что мотивирует людей, как повысить продуктивность персонала на 37% и как увольнять сотрудников с уважением.
Институт нейролидерства занимается темами, связанными с лидерством, управлением людьми, мотивацией и коммуникациями в компании/команде. И все это – сквозь призму работы нашего мозга. Мы упрощаем сложные для понимания темы. Берем научную базу и делаем ее максимально понятной и практичной, помогаем компаниям внедрить наши наработки.
13,5 млн человек были нашими клиентами, мы консультируем 52 компании из списка Fortune 500.
Мы разработали модель SCARF, которая помогает объяснить, как угрозы и вознаграждения влияют на наш мозг и мотивируют нас вести себя определенным образом. Мы всегда либо стремимся к чему-то, либо убегаем от чего-то.
Это ценности притяжения и ценности отторжения – они работают на каждом уровне: отдельного человека, коллектива, огромной толпы и т.д.
Либо ты чего-то хочешь и делаешь это, либо чего-то не хочешь и избегаешь этого. Это фундаментальный принцип работы нашего мозга.
Вознаграждения и угрозы – два основных состояния, влияющих на нас. При анализе работы мозга можно увидеть, что реакции награждения часто не очевидны: они могут быть медленными и не очень активными. Но если посмотреть, как мозг реагирует на какую-то угрозу, то увидим, что он делает это моментально. Большие доли мозга долго находятся в активном состоянии. Реакция на угрозу сильнее, чем реакция на стимул вознаграждения. Мы мотивированы избегать стресса и чувствовать себя хорошо. Я постарался объединить в единую систему ключевые мотивирующие факторы и создал модель SCARF. Модель состоит из угроз/вознаграждений, которые постоянно управляют нашим поведением. |
|
Мозг постоянно пытается оценить наш уровень относительно статуса других людей в нашем окружении. Если наш статус выше, у нас появляется чувство вознаграждения, если ниже – мы чувствуем угрозу.
Проводилось интересное исследование уровня смертности среди госслужащих в Великобритании. Интересно, что продолжительность жизни сотрудников на рядовых должностях ниже, чем у руководителей высшего звена. Как выяснилось, диета, спорт и т.д. никакой роли не играют.
Руководители высшего звена, которые были толстыми, курили, выпивали и плохо питались, почему-то жили дольше, чем их подчиненные. О чем это говорит? Чем ниже статус, тем выше стресс, и тем сильнее это влияет на продолжительность жизни.
Это работает и в другую сторону. Чем выше статус человека, тем больше в его жизни работают принципы вознаграждения, снижается уровень стресса. Поэтому мы всегда пытаемся защитить свой статус.
Определенность – когда мы знаем, что будет происходить дальше, не нужно активно думать и пытаться предугадать. Мы можем перейти в режим автопилота, и это очень хорошая ситуация для высвобождения дофамина. Когда мы не можем предсказать какую-то ситуацию, появляется беспокойство.
Для мозга неопределенность сложнее для восприятия, чем прямая угроза, которая нам понятна. Нужно создавать определенность во всех ситуациях, где это возможно, потому что обратная ситуация снижает наши ресурсы для качественного мышления.
Автономность – это ощущение, что есть рычаги контроля над своей жизнью, есть варианты выбора.
Проводилось интересное исследование: части сотрудников компании дали возможность выбрать себе место в офисе и оборудовать его техникой, какой они считали нужным. Второй группе сотрудников просто говорили: «Вы будете сидеть тут, дадим вам вот такую технику».
У сотрудников, которым предоставили право выбора, продуктивность выросла на 37%.
Связанность с другими людьми – важный элемент модели SCARF. Это ощущение соединенности с другими, принадлежности к определенному кругу людей. «Я в группе или вне группы?» Это следствие эволюции. Наши предки жили небольшими племенами, ресурсов и еды было мало, принадлежность к общине была очень важна. Незнакомые люди сразу воспринимались как угроза.
Следующий элемент – справедливость, то есть ощущение справедливого обмена, равного отношения друг к другу.
Ощущение справедливости активирует нейросети удовольствия. Если обмен несправедливый, активируется нейросеть стресса, несправедливая ситуация сродни боли.
Перед руководителем могут стоять разные задачи: собрать команду под проект, реорганизовать подразделение или всю компанию целиком и много чего еще. При реализации любой задачи не забывайте про SCARF. Часто новая задача угрожает статусу людей, новшества порождают неопределенность, уменьшается контроль и т.д.
Важно не пересолить, потому что если вы подвергли сотрудника сильному стрессу, отыграть назад будет сложно. Как применять SCARF? Заранее подумайте, как задача/разговор повлияют на 5 элементов модели для конкретного человека.
Вместо того, чтобы сказать кому-то «Ты облажался по этому проекту!» можно сказать «Расскажи мне, как, по твоему мнению, обстоят дела с проектом» или «Как ты попробуешь выполнить эту задачу в следующем году, что планируешь изменить?». Так у человека появится возможность сохранить лицо, а вместе с ним – свой статус. Еще этим мы повышаем автономию и ощущение контроля над ситуацией. Во время пандемии Airbnb уволил 20% сотрудников. Если вы почитаете отчеты, как это происходило, то увидите, что все это было по SCARF. CEO говорил об уважении к людям, о неопределенности, о том, какие у людей рычаги контроля над этой ситуацией и т.д.
Создавайте у людей ощущение определенности, показывайте им, куда и как идти. Предоставляйте рычаги контроля над ситуацией и автономность при принятии решений. Все это повысит эффективность сотрудников.
Иллюстрации: Школа Бизнеса «Синергия»
мероприятий