Денис Мантуров ответил на вопросы о новой структуре экономики
В Гайдаровском форуме принял участие министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Вопросы председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председателя совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексея Репика в первую очередь были сфокусированы на промышленном аспекте.
— Какую реальность для нас создала пандемия? Что изменилось? Насколько оказались востребованными все те усилия, которые министерство реализовывало в рамках программы импортозамещения? — с этих вопросов Алексей Репик начал сессию «Новая структура экономики».
Денис Мантуров отметил, что необходимо было что-то придумать для того, чтобы дать дополнительный импульс для консолидации всех интеллектуальных, производственных, технологических ресурсов.
Если бы пандемия накрыла экономику еще десять лет назад, в таком случае было бы очень тяжело без помощи из-за рубежа справиться с теми вызовами, которые возникли в 2020 году. Это своего рода проверка на прочность тех отраслей, которые говорят сами за себя. Это лишний раз подтверждает, что осознанная промышленная политика дает свой результат с точки зрения прочности и проверки ее на эффективность.
На вопрос о постепенной трансформации ритейла в формат e-commerce и возможности отката в формат классической торговли Денис Валентинович ответил, что откатиться назад уже невозможно. Когда потребитель уже попробовал и оценил качество предоставляемой услуги с точки зрения доставки заказанного товара, к этому быстро привыкают и от этого невозможно отказаться.
— Эта тенденция определенным образом будет сохраняться. Другой вопрос: конечно же, наверное, она не будет расти так интенсивно, как это было в 2020 году, но мы и до этого каждый год получали последние пять-шесть лет рост на 25–30% минимум за год именно в e-commerce, — подчеркнул министр. — Поэтому я думаю, что проценты двухзначного порядка точно будут сохраняться и по мере совершенствования укрепления компаний на этом рынке, причем мы же имеем в виду не только обеспечение нашего населения этими услугами. Мы рассматриваем эти коммерческие площадки как поставщиков на зарубежные рынки нашей, уже российской продукции, а не только выполнение этих задач внутри страны. Поэтому для нас это важный и перспективный инструмент, поэтому мы будем поддерживать и развивать его.
Но что касается экспорта? В связи с возникновением пандемии все цепочки развалились, и каждая страна в условиях экономической осады стала в первую очередь думать о том, как обеспечить собственное население.
На это Денис Валентинович дает вполне однозначный ответ, что показатели несырьевого и неэнергетического экспорта существенно лучше, чем это изначально предполагалось. Конечно, здесь есть определенное объяснение. Например, поставки золота в 2020 году сильно повлияли на выполнение этих объемов. Но даже если золото убрать в сторону, снижение несущественно.
Также положительным и очень приятным сюрпризом оказался рост гражданского судостроения и его поставки на внешние рынки. Как и отгрузка минеральных удобрений — увеличились поставки как на внешний, так и на внутренний рынок за счет роста сельского хозяйства.
Так что же принципиально нового появилось в 2020 году или что может появиться в 2021-м? И какие надежды в целом на этот год?
— Нам нужно точно двигаться дальше, и та программа импортозамещения, которая себя зарекомендовала с точки зрения решения задач по производству готовой продукции, готовых образцов промышленной продукции и материалов, в целом те планы, которые были сверстаны в конце 2014 года, — за 5 лет они были реализованы в те сроки, которые были обозначены. И собственно, это и обеспечивает определенную базу и стабильность по наращиванию дальнейших перспективных планов, по углублению этих планов. То есть сегодня мы для себя строим перспективу до 2024 года, и в основном она нацелена на локализацию компонентов, — сказал Денис Мантуров.
Также министр отметил важность иметь собственную практическую сырьевую базу. Например, в этом году запускается производство сверхтонкой фольги, без которой невозможно запустить производство трендового продукта — литиевых батарей.
По телефону к дискуссии присоединился генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. На вопрос о том, как он воспринимает результаты экономики 2020 года и на что надеется в 2021-м, Кирилл Александрович ответил следующее: «Во-первых, российская экономика справилась гораздо лучше с вызовами коронавируса, чем многие другие экономики, и с точки зрения результатов ВВП по году мы видим, что результат в России превышает цифры большинства других стран где-то в два раза и падение не было таким сильным, каким могло бы быть».
Кирилл Александрович также отметил рост онлайн-экономики. Он видит в этом дальнейшую перспективу развития. Также большие усилия уходят на развитие искусственного интеллекта. Помимо этого, Россия активно развивает сектор биобезопасности, который будет востребован и в будущем.
На вопрос о фонде, его развитии и эволюции в рамках системы той реформы изменений, которые происходят у нас с институтами развития, Кирилл Александрович ответил, что фонд продолжает активно инвестировать во многие российские компании и в дальнейшем планирует управлять российскими венчурными компаниями.
Следующий вопрос был снова адресован Денису Мантурову и связан с бюрократическими процедурами.
— То, что вы сказали относительно бюрократии, – это, скажем, скорее как противовес того, что не делалось в Минпроме. И я в этом плане могу сказать, что я получил хорошую школу, референцию с точки зрения, как быстро, в каких ситуациях нужно реагировать, потому что первый такой опыт у меня был в кризис 2008 года, — ответил министр.
Завершилась дискуссия словами Дениса Мантурова касательно новой структуры экономики.
— Мы всегда думали и думаем во многом, что экономику движет бизнес. Это так в нормальной практике, не в теории должно быть. Но сегодня государственная машина работает иногда даже быстрее, чем бизнес ловит вот эти флюиды и подхватывает этот темп, — подытожил он.
Михаил Туляков
Фото: РАНХиГС
мероприятий