Как любимое занятие детства переросло в доходный бизнес: рассказываем одну историю успеха сферы декоративно-прикладного искусства

14 и 15 февраля в Чите прошел региональный этап Национальной Премии «Бизнес-Успех», организованный национальным проектом «Мой Бизнес» совместно с Корпорацией «Синергия» при поддержке генерального партнера ПАО «Банк ПСБ». Финалист Забайкальского этапа — предпринимательница Оксана Тонких — поделилась с нами историей создания и развития своей витражной мастерской «GlasStory». Проект Оксаны одержал победу в региональном этапе «Бизнес-Успех» и прошел в финал федерального этапа Премии в Москве.
Начало развития витражной мастерской
Любовь Оксаны к витражному мастерству началась с детства: с ранних лет будущая предпринимательница проводила много времени в гараже отца и училась управляться с алмазным стеклорезом. Блеск осколков и кропотливый процесс создания хрупких стеклянных изделий оставил стойкий след в детских воспоминаниях. По словам Оксаны, вернуться к ремеслу уже в осознанном возрасте помогли воспоминания о деле, которое она всегда любила. Так, в один обычный день, Оксана заказывает все необходимое оборудование и возвращается к любимому с детства хобби. Каждый вечер предпринимательница посвящает созданию стеклянных творений и с каждым днем все меньше хочет выходить на свою основную работу. В скором времени Оксана увольняется и всерьез берется за развитие собственного дела: снимает первое небольшое помещение на субсидии от центра самозанятости, закупает профессиональные инструменты и полностью уходит в витражное дело.
Как решиться на риск ради мечты, оставив стабильную карьеру
До того, как погрузиться в витражное дело с головой, Оксана Тонких работала в Администрации Губернатора Забайкальского края. Мечта детства побудила Оксану оставить стабильную работу в государственном учреждении и начать развивать свое предпринимательское дело. Отказ от постоянного дохода в пользу развития собственного бизнеса — это всегда риски, которые могут напугать начинающего предпринимателя.
«Когда-нибудь к тебе придет человек, который долго искал именно то, что производишь ты. Поэтому, если вам пришла идея что-то сделать — делайте. Кому-то это точно будет необходимо», — делится своим опытом основательница «GlasStory» Оксана Тонких.
О процессе создания продукта
Витражные изделия — это скрупулезная ручная работа. Дорогие материалы, большие временные затраты и риски получения травм — те издержки производства, которые обуславливают высокую стоимость этих элементов декора. Оксана поделилась с нами этапами работы над витражными изделиями.
Первым делом изготавливается эскиз — на этом этапе необходимо верно рассчитать все размеры и форму будущего изделия. Следующий шаг — выбор стекла. Очень важно учитывать фактуру, светопроницаемость, прочность материала, так как от качества сырья будет зависеть и качество продукта. Далее — обработка материала и сборка изделия — самый трудный и важный этап производства. Каждый стеклянный элемент вырезается из стекла и подгоняется шлифовкой до необходимого размера. Подготовленные части спаиваются с помощью оловянного припоя с предельной аккуратностью. Заключительный этап — отделка, шлифовка и декорирование. Здесь изделие приводится в итоговый товарный вид.
Оксана работает в технике «Тиффани». Эта технология витражного мастерства подразумевает под собой склеивание стеклянных элементов при помощи медной фольги. Паззлы витража обрамляются медным контуром и формируют целостную стеклянную картину. Такая продукция имеет интересную противоречивую особенность: очень хрупкий стеклянный продукт, требующий бережного отношения, создается в весьма опасном производстве, подразумевающим получение травм от стеклореза или паяльника.
Пути расширения витражного бизнеса
Основная продуктовая линейка витражной мастерской «GlasStory» составляет декоративные стеклянные изделия. Расширение продуктового ряда осуществляет за счет изготовления украшений, сувениров, подарков, шкатулок, но светильники GlasStory по-прежнему остаются самым ходовым продуктом. Высокий спрос на витражные светильники основательница мастерской объясняет тягой клиентов в детским воспоминаниям.
«Цветное фактурное стекло приковывает взгляд и словно уносит в волшебную сказку, побуждая давно забытые эмоции», — описывает клиентский опыт Оксана Тонских.
Кроме витражных товаров, «GlasStory» предлагает мастер-классы. Такая услуга пользуется большой популярностью — каждый человек имеет свое творческое начало и ищет ему выход. Для одних — это смена вида деятельности, для других — ностальгия по хобби из детства, а кто-то таких образом проводит время с детьми или просто ищет себя. Однако главное преимущества таких мастер-классов — это мини-отпуск от информационного шума, тревоги и стресса. По словам Оксаны, глубокая концентрация на процессе и использование мелкой моторики при создании изделия позволяет замедлиться, отвлечься от рутинных дел, отдохнуть и расслабиться.
Планы на развитие мастерской
Витражная мастерская «GlasStory» продолжает расширение продуктового ряда, совершенствования предоставляемых услуг. Активная предпринимательская работа уже поощрялась разрешением на использование товарного знака «100 лучших товаров России» на витражных изделиях и почетным знаком «Отличник качества» в декабре 2024 года.
Достижения мотивирую на новые свершения, поэтому Оксана готовит бизнес к выводу на соседние рынки Забайкальского края и планирует сотрудничества с музеями, школами и туристическими фирмами. Коллаборация с последними будет включать добавление «GlasStory» на маршрутные карты туристов для того, чтобы путешественники могли самостоятельно изготовить себе сувенир и увезти его в свои края. А если же вы не планируете путешествие, но хотите приобрести витражное изделие из мастерской, в скором времени это станет возможным: сувенирная продукция «GlasStory» начинает заходить на маркетплейсы и станет более доступной к приобретению.
Совет начинающим предпринимателям
«Двигаться дальше, несмотря ни на что. Бояться и сомневаться — это нормально. Главное, не проваливаться в страхи и сомнения», — советует основательница витражной мастерской «GlasStory».
Оксана основала бизнес в сфере прикладного искусства и знает, как творческим людям бывает трудно начать развивать предпринимательское дело. Творцы часто поддаются сомнениям, могут испугаться монотонной и системной работы. Кроме дисциплины также важны и люди вокруг. Правильно сформированное окружение всегда поддержит юного предпринимателя и направит его на достижения целей.
Фото: Национальная Премия «Бизнес-Успех»
мероприятий