Как работать с контролем качества и помочь покупателю выбрать продукт, если ты — e-com?
В чем заключается покупательская боль? При всем многообразии рынка фермерской продукции, достаточно сложно найти настоящего фермера, отвечающего всем требованиям качества и безопасности. Порой наше доверие «бабушке» и «фермерскому рынку» — неоправданный аванс. Мы ничего не имеем против приусадебных хозяйств. Но, поверьте, на продукты питания в процессе их выращивания и производства влияет огромное количество факторов, многие из которых весьма патогенны. Это делает риски для здоровья вполне реальными. Без сертификации и серьёзной системы контроля тут не обойтись.
Не ГОСТом единым
Сколь незыблемыми нам кажутся ГОСТы и другие, еще советские метрики, принципы производства продуктов питания меняются, усложняются — тут нет вечных аксиом. Поэтому современная гибкая надстройка контроля качества важна, и это должен быть чувствительный к изменениям и доработкам процесс, который легко апгрейдить.
Но, например, в нашем случае усложняет дело тот факт, что «Ешь Деревенское» — e-com с очень широким входным горлышком воронки. Нам важно выстроить прозрачную и понятную «витрину», при этом учитывая, что витрина у нас цифровая, и повертеть в руках продукт перед покупкой невозможно.
Значит, система контроля качества и безопасности продукции должна быть требовательной, но объективно работающей на покупателя, помогающей ему на этапе выбора продукта и покупки.
Заботливый контроль
Основная задача контроля качества фермерской продукции — предоставить конечному потребителю безопасный продукт, удовлетворяющий его ожидания.
Фермерский продукт — он живой, нестандартизированный, имеющий чистый состав (в нем нет консервантов, усилителей цвета и вкуса, иных добавок, которые используются в массовом производстве). Поэтому необходим баланс между требовательностью и индивидуальным подходом, между регламентирующими документами, требованиями законодательства и особенностью фермерской продукции, которую надо сохранить.
Соответственно, построение безопасности для покупателя — это, во-первых, задача прогарантировать и подтвердить отсутствие вредных для здоровья агентов. Для этого мы проводим плановый и внеплановый анализ продукции в независимых аккредитованных лабораториях, а также входной контроль и ручной контроль на сборке.
А во-вторых, необходимость доставить продукт до обеденного стола в первозданном виде и свежем состоянии. Для этого мы осознанно сократили сроки годности, поставив себя в рамки ultra-fresh категории даже там, где это не обязательно по рыночным стандартам.
Это позволило решить самую важную задачу бренда — обеспечить аутентичный вкус, аромат и питательные свойства настоящих продуктов.
У каждого в жизни бывали моменты, когда вдруг чувствуешь настоящий аромат помидора или малины и замираешь… Вот это и есть потребительская ценность, которую должен организовать контроль качества.
Как это реализовано в мире?
Многоступенчатый процесс проверки качества фермерской продукции, конечно, придумали не мы, впрочем, как и концепцию farm-2-fork.
В Калифорнии, например, есть The California Transparency in Supply Chains Act от 2012 года, и он формализует этапы проверки поставщика и аудита процессов в отношении социальной ответственности, репутации и трудовых практик, сертификации производителя в т.ч. по применению Fair Trade принципов.
В Штатах деятельность производителей продуктов питания регулируют целых 15 федеральных агентств. Программы безопасного фермерства (farm safety programs) предоставляют образование и стратегии контроля качества в выращивании, сборе урожая, упаковке и хранении.
Добровольные аудиты (Good Agricultural Practices (GAP), Good Handling Practices (GHP)) помогают подтвердить, что фрукты и овощи производились, упаковывались, обрабатывались и хранились со сведенным к минимуму риском заражений. Аудиты GAP хоть и добровольные, но повсеместные, поскольку подтверждают соблюдение рекомендаций Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (USDA).
Всё это помогает фермерам следить за химическими (пестициды и антибиотики), физическими (стекло и металлы) и биологическими (болезнетворные бактерии) опасностями. Например, в молочной промышленности каждая ферма проверяется и сертифицируется прежде, чем её продукцию можно будет купить.
И поскольку фермеры во многих западных странах используют системы отслеживания движения пищевых продуктов (а также растений и животных) через все точки производственно-сбытового процесса между фермой и потребителем — любое несоответствие можно вычислить через всю цепочку производства и сбыта.
Прочитать, в руках не повертеть
Как же быть, если ты e-com, и твой покупатель аромат клубники через экран не почувствует?
Самое первое и важное — не использовать стоковые фото! Только собственная фото- и видеосъёмка продуктов от конкретного поставщика.
Также, например, на нашем сайте в карточке каждого продукта дано подробное описание и выложен его сертификат соответствия. Мы размещаем видео о фермере, которое сняли сами, съёмки с производства, интервью, различные тематические ролики, фотоматериалы.
Кстати, функционал стримов — прямых эфиров с ферм — тоже работает на задачу знакомства с фермерами. В онлайн режиме можно отвечать на вопросы покупателей, показывать продукцию и реальный процесс производства/выращивания. Покупатель видит производителя, знакомится с ним, знает его в лицо, осведомлен о принципах производства, узнаёт об истории семьи, фермерского хозяйства. Это не просто ценно — знать кто и как произвел твою любимую сгущенку. Такой сторителлинг захватывает и вовлекает.
Ну и отзывы! В нашем случае на каждый продукт можно оставить отзыв на сайте в карточке товара. Если мы получаем рекламации (жалобы) на продукт — мы его дополнительно проверяем и либо дорабатываем с фермером, либо выводим из ассортимента (если доработать нельзя, а жалобы существенные и объективные).
Опыт показывает, что покупатели любят читать отзывы, и они очень важны при принятии решения о покупке.
Валентина Кузьмич, бренд-директор сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»
Фото: «Ешь Деревенское»
мероприятий