Как ритейлеру занять место в авангарде ответственного лесопользования
В последнее время потребители в России придают все больше значения своему вкладу в экономию ресурсов, влиянию на окружающую среду и сокращению углеродного следа. Производители и ритейлеры стремятся оперативно реагировать, поддерживать и внедрять тренды, разрабатывая и принимая стратегии устойчивого развития, увеличивая долю «зеленой» энергии в своем потреблении и производя продукты с меньшим воздействием на окружающую среду. Об опыте создания таких продуктов в сегменте DIY рассказывает Екатерина Иванова, руководитель направления устойчивого развития компании «Леруа Мерлен».
Устойчивое развитие для бизнеса — это система оценки экономического, социального и экологического воздействия, а также практические решения, принятые на основе полученных результатов. Деятельность производителя или ритейлера связана с потреблением ресурсов, использованием транспорта, генерированием отходов. Полностью прекратить деятельность невозможно, а вот предпринять конкретные шаги, направленные на сокращение негативных последствий деятельности, необходимо.
Прежде всего компания выявляет области, в которых ее воздействие на общество и окружающую среду наиболее существенно.
Ритейлер выступает посредником между производителем и потребителями. Выстраивая цепочку поставок, он объединяет производителей, преобразующих природные ресурсы и сырье в готовый продукт, и доставляет этот продукт конечному потребителю. Будучи создателем этой цепочки, ритейлер имеет влияние на все ее компоненты, внедряя лучшие практики, вовлекая и мотивируя ответственных партнеров снижать тем самым свое воздействие на экологию. Обладая экспертизой и финансовым потенциалом, ритейлер может разрабатывать и инициировать программы, нацеленные на сохранение ресурсов. Еще одна важная задача связана с коммуникацией с клиентами. В рамках своей стратегии устойчивого развития «Леруа Мерлен» стремится к созданию экологичного товарного предложения. Это комплексная задача, подразумевающая оценку ассортимента на основе жизненного цикла с целью снижения воздействия на каждом из этапов — выбора сырья для производства, условий производства, срока службы товара, возможности его переработки или повторного использования.
Один из ключевых видов сырья, с которым связана деятельность ритейлера сегмента DIY, — древесина. Сорок пять процентов территории страны покрыто лесами. Это одна пятая всех мировых запасов. И только пятая часть этих лесов сохранилась в первозданном виде. Они представляют собой особо ценные экосистемы, служащие естественной средой обитания находящихся под угрозой исчезновения животных и растений и «природным» решением, смягчающим последствия климатических изменений. Сегодня леса страдают от разных факторов: пожаров, вредителей и незаконной вырубки.
По данным WWF, в России происхождение каждого четвертого изделия из древесины невозможно проследить. Это означает, что деревья, заготовленные для их производства, могли быть срублены в природоохранной зоне или с нарушением правил. Производство и использование таких товаров приводит к деградации лесных экосистем и истощению ресурсов древесины в доступных районах.
Один из наиболее эффективных способов обезопасить цепочку поставок ритейла от проникновения таких продуктов — выработка требований к поставщикам, в частности прохождение сертификации, подтверждающей, что предприятие ведет деятельность в соответствии с наилучшими стандартами лесопользования.
В мире существуют две основные системы добровольной лесной сертификации — FSC и PEFC. Система FSC была создана как консенсус между экономическими, экологическими и социальными интересами. Экономические интересы заключаются в использовании древесины для создания изделий, экологические — в сохранении лесных экосистем, социальные — в защите прав людей, чья жизнь напрямую связана с лесом и зависит от него. Вторая система, PEFC, возникла по инициативе небольших европейских компаний, которые считали, что международная схема FSC не защищает их интересы.
В России наиболее известна и распространена первая из упомянутых систем, поэтому компания «Леруа Мерлен» работает с FSC. Другим важным аргументом стало то, что одна из целей международной организации Forest Stewardship Council, создавшей систему подтверждения экологической и социальной ответственности управления лесами и проводящей сертификацию, заключается в сохранении малонарушенных лесных территорий.
«Леруа Мерлен» в России начала сотрудничество с FSC в 2017 году. Тогда приоритетом компании была работа над сертификацией поставщиков товаров СТМ. В 2018 году в рамках общей работы с международной группой ADEO была разработана и принята собственная лесная политика. Приоритетные направления лесной политики — гарантия легальности происхождения древесины, сохранение уникальных экосистем, в том числе лесов высокой природоохранной ценности, а также продвижение культуры ответственного отношения к лесу и потребления его продуктов. Сотрудничество с FSC стало одним из ключевых инструментов для достижения целей этой политики.
В схеме FSC предусмотрен аудит лесного участка и цепочки поставки, цель которого — обеспечить возможность отследить происхождение сертифицированного древесного материала из ответственно управляемых лесов.
Сейчас товары, маркированные FSC, можно приобрести в отделах, предлагающих столярные изделия, напольные покрытия, обои, решения для хранения, кухонные гарнитуры и ряд других товаров.
На сегодняшний день около 60% поставщиков прошли сертификацию FSC. Многие находятся в процессе получения или оценки рисков — это переходный этап, необходимый для прохождения сертификации.
В то же время «Леруа Мерлен» начала продвижение темы ответственного лесопользования среди сотрудников, клиентов и общества через просветительский проект «Лесомания».
В момент запуска программы «Лесомания» в 2018 году работа с сотрудниками была приоритетной, так как именно они общаются с клиентами. Проведенный в 2019 году опрос по ценностям среди сотрудников показал, что тема леса стала одной из самых значимых. В обратной связи сотрудники просили усилить это направление. Это позволило компании сделать вывод об эффективности коммуникаций в том случае, если они системны и понятны, и рассчитывать на успех широкомасштабной кампании для аудитории, запланированной на осень 2021 года.
Фото: Pexels
мероприятий