журнал стратегия

#журнал стратегия

Набиуллина и Силуанов рассказали о возможностях роста экономики в эпоху постпандемии

15 января в рамках Гайдаровского форума — 2021 была проведена экспертная дискуссия на тему «Непростой разговор об экономическом росте».

Участники дискуссии провели действительно непростой разговор об экономическом росте. Ректор РАНХиГС Владимир Мау сравнил экономический рост с показателем роста благосостояния страны. И поскольку в России низкий государственный долг, номинированный почти исключительно в национальной валюте, инфляция не ниже 1% и не выше 4%, наша страна находится в весьма благоприятных экономических условиях на сегодняшний день. Возникает вопрос: как обеспечить экономический рост, не дестабилизировав макроэкономические условия?

На этот вопрос министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов ответил, что нашей конечной целью должен стать рост благосостояния граждан, а инструментом достижения этой цели должно быть обеспечение экономического роста.

Но что за рост нам нужен? Можно обеспечивать экономический рост на бумаге, но он не будет давать долгосрочного добавочного благосостояния граждан. Но если же этот рост будет приводить к созданию новых экономик, обеспечивать нас современными рабочими местами, то такой рост нам нужен.

Максим Решетников, министр экономического развития Российской Федерации, также не видит никаких противоречий между экономическим ростом и ростом благосостояния, но в то же время отмечает, что сама структура потребительских расходов и предпочтений тоже существенным образом может влиять на экономический рост. Во многом изменение предпочтений населения может вызвать общие изменения в структуре бизнеса и в конечном итоге и в востребованности инвестиций.

Владимир Мау также отметил, что инфляция стала такой, о какой говорит Центральный банк, то есть контролируемой. Можно ли это считать шагом к обеспечению экономического роста?

На этот вопрос дала свой ответ председатель Банка России Эльвира Набиуллина. По ее мнению, денежно-кредитная политика, безусловно, вносит вклад в благосостояние. Кроме того, что низкая и контролируемая инфляция имеет и экономические выгоды для инвестиционного процесса, она вносит свой вклад в благосостояние.

Но попытки обеспечивать ценовую, финансовую, долгосрочную стабильность и высокие темпы экономического роста с помощью денежно-кредитной политики Эльвира Набиуллина ставит под большой знак вопроса. По ее мнению, опыт развитых стран это наглядно демонстрирует.

Эту позицию поддерживает и Антон Силуанов, приводя в пример нерентабельный рост. То есть рост есть, но удовлетворенности граждан от услуг и от жизни нет.

Возвращаясь к экономическим вопросам, была затронута тема нетрадиционной экономической политики. Действительно ли имеется тенденция сдвига в этом направлении?

Эльвира Набиуллина на это дает вполне однозначный ответ, что мы придерживаемся более традиционной политики. Все же предел нетрадиционной политики есть, и те страны, которые ее используют, каждый раз своего рода «испытывают ее рубеж».

Выйти из этой политики практически невозможно, потому что возникает куча разных проблем. Для России это не годится, потому что мы подвержены разного рода внешним шокам, у нас нет резервной валюты, но и сама по себе нетрадиционная политика с точки зрения выгод и рисков несет в себе больше рисков.

Антон Силуанов отметил, что уже к 2022 году правительство поставило перед собой задачу выйти на нормальную бюджетную и денежно-кредитную политику.

Россия наметила планы по нормализации бюджетной политики и провела качественные структурные изменения.

Также, по мнению Максима Решетникова, мягкая денежно-кредитная политика не бывает без инфляции, и это вполне естественно. По мере того как экономика будет восстанавливаться, мы увидим разгон цен и разгон мировой инфляции. Это будет уже большим вызовом перед всеми нами.

Что касается инвестиций, Максим Решетников отмечает, что инвестиции выросли почти на 13%, что, в свою очередь, было частью контрциклической политики.  Прошедший год был использован для формирования новых инвестиций и рабочего инвестиционного цикла в целом.

Под конец дискуссии была затронута тема цифровизации. Владимир Мау отмечает, что это не отрасль, а стиль мышления, затрагивающий многие аспекты.

Эльвира Набиуллина считает, что потенциал финансового сектора с цифровизацией еще не исчерпан. Есть несколько ключевых глобальных тенденций в появлении новых технологий. Например, финансовый сектор будет больше работать и строить бизнес-модели на монетизации больших данных, на платформенных решениях, формировании экосистем. Это приведет к тому, что появятся новые игроки, в том числе из нерегулируемого сектора.

По мнению Максима Решетникова, масштаб изменений во время цифровизации можно сравнить с электрификацией XX века.

Подводя итоги, Антон Силуанов привел формулу: «Благосостояние и рост = необходимые институциональные реформы и цифровизация всей страны».

Михаил Туляков

Фото: РАНХиГС

анонсы
мероприятий
новости партнеров

Сокращение сроков и минимизация человеческого фактора: в BIA Technologies выделили ключевые преимущества автоматизации бюджетирования в автобизнесе

 

#, ,
новости партнеров

Продолжается прием заявок на участие в XIX Премии «Финансовая элита России»

 

#, ,