журнал стратегия

#журнал стратегия

Не соглашайтесь на то, что не выбирали

Игорь Рыбаков – предприниматель, 96-е место в российском рейтинге Forbes с состоянием в 1,3 млрд $. Совладелец корпорации «Технониколь» и сооснователь «Рыбаков Фонд». 1,2 млн подписчиков на YouTube. Опытный яхтсмен, по итогам 2017 года вошел в топ-5 наиболее пишущих крупных бизнесменов России по версии газеты «Коммерсантъ». Игорь рассказывает о ключевом качестве предпринимателя, почему цель вторична и как всегда быть в ресурсе.

Многие смотрят на миллиардеров и думают: «Если бы у меня были такие же деньги, как у него, вот тогда я бы развернулся». Нет, так не работает.

Дело не в том, что ты можешь, а в том, чего ты не можешь. Если ты не можешь хакнуть собственные страхи, наступит момент, когда эти страхи утянут тебя вниз.

Чего боится предприниматель? Предприниматель не боится трудностей – он их на завтрак, обед и ужин кушает. Предприниматель не боится упустить возможность, ведь всегда будут новые. Предприниматель даже банкротства не боится – с кем не бывало. А вот страх бессилия – это серьезно.

Что такое бессилие, я ощутил в 2008 году. Мы вели переговоры с банкирами четыре часа, и я понял, что теряю «Технониколь» – компанию, которую строил 16 лет.

Мы тогда развивались очень быстро: заходили в разные ниши, инвестировали, набрали долгов. И в 2008 году банки отозвали кредитные линии. Я отлично помню тот момент и страх бессилия, который тогда ощутил. Нам удалось в итоге сохранить компанию, но это были очень сильные эмоции.

Нам постоянно со всех сторон продают разные страхи. И когда мне их продают, я не покупаю. Помните, что ваш завтрашний день будет настолько хорош, насколько вы в ресурсе. И если вы в ресурсе, никакие обещанные мировые коллапсы не смогут вам помешать.

Бессилие – удивительная штука. Оно страшит не слабых, они к нему привыкли. Бессилие страшит сильных. Чтобы победить его, чтобы выходить в ресурсное состояние, у меня есть ядерный набор предпринимательских хаков, взламывающих страхи.

Первый хак – «не согласен». Меня часто спрашивают, с чего начался «Технониколь». Мы нашли классную идею или составили бизнес-план? Нет, для меня все началось с того, что я был не согласен.

Не согласен пойти после университета работать младшим научным сотрудником за 140 рублей, не согласен годами ждать повышения по службе, не согласен ходить по улице, на которой повсюду лужи.

Я был не согласен ждать 3 дня, пока нам привезут кровельные материалы, а их к тому же постоянно задерживали.

Я был не согласен во времена дефицита стоять в очереди за колбасой и за маслом.

Я был просто не согласен. И вообще я был не согласен на заурядный успех.

Я был не согласен, чтобы на моей могиле написали: «Иван Иваныч Иванов всю жизнь соблюдал сроки и правила, укладывался в бюджет». Ничего плохого в этом нет, но и хорошего тоже. Это скучно и пресно.

Не согласен – ключевое качество предпринимателя. Не соглашаться и вырвать себя из привычной реальности, где после А гарантированно идет Б. Ваш успех – это не игра по чужим правилам, не соглашайтесь и создавайте образ жизни, нужный вам самим.

Второй хак – «сойди с рельсов». В Советском Союзе был один хороший анекдот. Едет поезд, в одном вагоне вместе едут Сталин, Брежнев и Горбачев. Поезд тормозит на станции, рельсы кончаются, поезд дальше не идет.

Сталин выходит и говорит: «Персонал станции расстрелять, машиниста расстрелять, рабочих укладывать вместо шпал. Продолжаем движение по пятилетним планам». Брежнев: «Товарищи, задернем шторки, все говорим “чух-чух-чух” и раскачиваем вагончик. Делаем вид, что едем». Горбачев: «Друзья, высовываемся из окон и начинаем кричать: “Все пропало! Все пропало! Ааааа!”».

Что, если бы в этом поезде ехал предприниматель? Он бы импровизировал: нашел поставщиков шпал и рельсов, выиграл бы тендер, построил дорогу.

Только предприниматель может обратить любые обстоятельства в возможность и реализовать эту возможность.

Но рельсы есть не только на земле, рельсы есть и в головах. Часто не замечаешь, что думаешь по одним и тем же рельсам, и постоянно по этим рельсам направляешь энергию не туда и не на то. Эксплуатируешь себя в том состоянии, в котором находишься и не можешь выйти за пределы привычных границ.

Альтернатива – исследовательское мышление. Выходишь за границы привычного и не зависаешь на одной мысли, на одном авторитете и одной модели успеха, пусть даже и проверенной. Сойдите с рельсов!

Следующий хак – «вообрази». На рельсы нас хотят поставить многие: бизнес-тренеры, жизнь, родители. Что нам говорили родители? «Учись хорошо в школе, учись хорошо в университете. Выйдешь из университета – там все сложится». Еще самый распиаренный совет предпринимателям: «Цель – это самое важное. Поставь цель, остальное приложится».

Знаете, у алкоголика на утро после очередной пьянки есть четкая цель – опохмелиться. И он идет к ней шаг за шагом и, как правило, достигает этой цели. Последуем примеру? Так может, все же не цели – самое важное?

Конечно, цели тоже важны, но ставьте их, не воображая на уровне повторения текущего образа жизни.

Хотите жить иначе – культивируйте в себе привычку видеть новое и видеть себя в этом новом.

Семейства целей, которые у вас появляются, – это производное от вашего воображения. В каком состоянии вы находитесь, такие цели и ставите. Поэтому цель – вторична.

Четвертый предпринимательский хак – пивот. Это смена бизнес-модели, продукта или сферы деятельности компании. Например, существует убыточный бесперспективный бизнес. И многие предприниматели долго пыжатся и упорно пытаются продлить жизнь тому, что давно умерло. Это все равно, что пинать мертвую лошадь, пытаясь заставить ее встать.

Упорство в такой ситуации не поможет. Если не работает, пора уходить: менять продукт, портфель, проект, компанию, рынок. Менять – это нормально.

Не так много людей могут набраться решимости и сделать пивот, сделать резкий разворот в своей жизни. Для предпринимателя пивот – естественное состояние.

Самый сложный пивот в моей жизни связан с управлением «Технониколем». Больше 20 лет мы с Сергеем Колесниковым развивали бизнес, создали компанию с огромной стоимостью и в какой-то момент поняли, что наша схема партнерства изжила себя. Мы постоянно нападаем друг на друга, спорим. Ушел кайф, легкость, исчезло ощущение полета.

Мы долго пытались найти выход, и нашли. Мы могли упираться и доказывать, кто из нас главнее, но не стали. Теперь он занимается операционной деятельностью, а я – нет. Очень трудно пройти этот этап, большинству компаний это не удается. Они теряют стоимость и не выживают. Без умения делать пивот успешный бизнес не построить.

У каждого из нас только одно обязательство – воплощать свои желания. Умножайте все на 10: бизнес, экономику страны, планы, амбиции. Стремитесь к этой точке, а достигнув, снова умножайте на 10.

Иллюстрации: Школа Бизнеса «Синергия»

анонсы
мероприятий
новости партнеров

BIA Technologies: IBP-платформы повышают точность планирования до 30%

 

#,
новости партнеров

1-й Московский форум дополнительного образования «Вызовы цифровизации и новые университетские решения»

 

#,