В LegalTech главное не технология, а соответствие юридическим задачам
Исполнительный директор SAL Ventures Пол Нио – об особенностях сингапурского рынка юридических технологий, последствиях локдауна и условиях успеха отраслевых стартапов.
— Кто выступает ключевым драйвером внедрения LegalTech в Сингапуре: юридические фирмы, крупные корпорации, стремящиеся оцифровать юридические отделы, государство, само стартап-сообщество?
— Изначально важную роль в стимулировании использования юридических технологий сыграли суды Сингапура. Еще в 1990-е годы была запущена электронная система архивирования документов и заявлений, позволяющая подавать судебные документы и ходатайства в электронном виде через интернет. С тех пор в правовой экосистеме страны появилось много заинтересованных сторон, готовых внести свой вклад в более широкое внедрение технологий в юриспруденцию. Среди них Министерство юстиции, Юридическое общество Сингапура, крупные юридические фирмы и Сингапурская академия права. Внедрению LegalTech способствуют такие инициативы как Дорожная карта технологий и инноваций, SmartLaw Assist и Программа инноваций в области будущего права.
— В последние два года мы все чаще сталкиваемся с новостями о том, что иностранные юридические компании открывают свои офисы в Сингапуре. Какова сфера интересов иностранных компаний, приезжающих в Сингапур? Какие вопросы они хотят решить, с какими предложениями они выходят на рынок, какие услуги и технологии они предлагают, сотрудничество с какими агентами в Сингапуре их больше всего интересует?
— Есть много причин, по которым иностранные компании открывают офисы в Сингапуре. К ним, в частности, относятся благоприятная налоговая среда, стабильная политическая система, неоспоримое верховенство права наряду с уважаемой судебной и правовой системой, развитая инфраструктура с отличной международной связью и высококвалифицированной местной рабочей силой.
Кроме того, Сингапур – мультикультурная и мультиязычная страна, где все говорят по-английски и как минимум еще на одном основном азиатском языке. Таким образом, он представляет собой ворота на Восток для западных компаний и, наоборот, ворота в Европу или США для китайских компаний, ищущих посредника для ведения бизнеса с Западом.
— Какими компетенциями должен обладать стартап в области юридических технологий, чтобы стать интересным для иностранных инвесторов? Насколько привлекательны российские стартапы для инвесторов из Сингапура?
— Помимо обычных компетенций, которые должны иметь все стартапы, такие как хороший USP, сильная команда, быстро масштабируемый бизнес-план и так далее, считаю, что стартапы в области юридических технологий были бы более привлекательными для инвесторов из Сингапура, если бы предоставляемые ими услуги или продукты не были специфичными для конкретной страны и могли бы использоваться на международном уровне клиентами из разных правовых систем, то есть как из систем общего права, так и из систем гражданского права, с возможностью адаптации для разных языков.
Сингапур сам по себе - очень маленький рынок, поэтому инвесторы из Сингапура в значительной степени смотрят на способность стартапа расширять масштабы своей деятельности на международный уровень.
— Экосистема Сингапура в области юридических технологий считается крупнейшей в регионе Юго-Восточной Азии. Каковы ваши прогнозы по развитию экосистемы в ближайшие годы? Какие направления наиболее перспективны для инвестиций, какова динамика роста числа стартапов, какие законопроекты, регулирующие и совершенствующие эту отрасль, скорее всего, будут приняты?
— Пандемия COVID дала толчок внедрению LegalTech в Сингапуре, поскольку многие юристы и юридические фирмы были вынуждены перейти на удаленную работу, и тем самым те, кто избегал использования технологий, были вынуждены столкнуться с ними лицом к лицу.
Думаю, что LegalTech-экосистема Сингапура осмыслит опыт, полученный в результате COVID, обобщит извлеченные уроки и тем самым реорганизуется для постковидной «новой нормальности». Например, в результате локдаунов и удаленных судебных слушаний некоторые юристы переосмысливают потребность в физических офисах и оценивают возможность работы виртуальной адвокатской конторы. Один из примеров - Luo Ling Ling LLC – виртуальная юридическая фирма, созданная во время COVID-локдауна. Учитывая эти тенденции, юртеховским стартапам стоит задуматься, какое деловое предложение они могут сделать, чтобы поддержать своих клиентов, переходящих к новому формату юридической практики. Что касается законодательства, сейчас обсуждается возможность введения специального регулирования для LegalTech.
— Как вы думаете, насколько связаны креативные индустрии и LegalTech? Есть ли будущее у этой синергии?
— Для креативных индустрий имеет большое значение охрана интеллектуальной собственности. Именно в этой точке интересы креативных индустрий и LegalTech пересекаются. Речь идет о платформах для защиты и монетизации интеллектуальной собственности. Эти платформы очевидным образом используют юридические технологии.
В Сингапуре недавно был обновлен Закон об авторском праве, и теперь в нем четко прописано, что фрилансеры, например, свадебные фотографы, обладают правами на свои работы. В свете таких законодательных изменений считаю, что цифровые инструменты управления интеллектуальной собственностью, вроде тех, что возникают на базе инфраструктуры IPChain, будут становиться все более важными и востребованными. Креативный бизнес стремится коммерциализировать свой продукт и будет использовать юридические технологии, которые позволят делать это максимально эффективно.
— Как вы оцениваете перспективы LegalTech-решений в области права интеллектуальной собственности: лицензионные соглашения, сбор и распределение роялти? Есть ли подобные решения в Сингапуре?
— Мне неизвестны какие-либо конкретные решения в области юридических технологий, ориентированные на сбор и распределение роялти в Сингапуре. У ведомства по интеллектуальной собственности есть несколько онлайн-решений для регистрации и поиска нематериальных активов, но рыночных продуктов такого типа нет.
Полагаю, когда сингапурские фрилансеры, креативные предприниматели лучше осознают свои интересы как производителей интеллектуальной собственности, у них может возникнуть потребность в соответствующих цифровых решениях. Однако, повторюсь, внутренний рынок Сингапура невелик, и, думаю, что главная ценность для любой здешней юридической компании заключается в том, чтобы служить базой или центром для доступа к гораздо более крупному рынку ASEAN.
— В прошлом юртеховские продукты сводились к конструкторам документов и информационно-справочным системам. Несколько лет назад все заговорили о блокчейне и нейронных сетях, которые также могут быть интегрированы в юридическую практику. В 2020 году облачные решения и все, что связано с удаленной работой, снискали настоящий успех. Как вы думаете, каким будет следующий раунд глобальной моды LegalTech? Какие технологии будут наиболее востребованы?
— Думаю, что такие технологии как блокчейн и машинное обучение еще не особо широко используются в области юридических технологий, и очень часто пользователям они просто не нужны. В некоторых LegalTech-решениях, претендующих на интеграцию искусственного интеллекта, неочевидно, используется ли именно ИИ с эвристикой или просто сложное логическое дерево. Прямо сейчас проводятся исследования в области вычислительного права и нейролингвистического программирования. Однако прежде чем эти технологии лягут в основу конкретных продуктов, понадобится провести еще очень много научных изысканий. Таким образом сложно сказать, какой тип технологий будет востребован. Думаю, в решении важен не тип технологии, который оно использует, а его отношение к юридической практике Следует учитывать, что технология это всего лишь инструмент, и она должна соответствовать цели.
— Не так давно американская платформа Lupl пришла в Сингапур. Правительство заключило с ней соглашение, согласно которому она будет участвовать в цифровизации юридического сектора. Как Вы оцениваете роль крупных международных площадок в развитии национальных и региональных рынков юридических услуг?
— Это отличный вопрос, и если вы хотите получить ответ, то должны посетить нашу панельную дискуссию на Distant & Digital 28 октября 2021 года. Потому что г-н Раджеш Шринивасан, глава практики технологий, медиа и телекоммуникаций компании Rajah & Tann Asia - фирмы, ставшей одним из трех акционеров-основателей Lupl, будет поблизости, чтобы ответить на этот вопрос!
— Каковы перспективы сотрудничества с российскими стартапами в области юридических технологий и «Сколково»?
— Как всегда, отличные! «Сколково» один из членов-учредителей Азиатско-тихоокеанской ассоциации правовых инноваций и технологий (ALITA), общерегиональной организации, созданной для содействия сотрудничеству между LegalTech-сообществами, стартапами, юридическими фирмами и пользователями юридических услуг. Я надеюсь, что российские стартапы в области юридических технологий будут присоединяться к ALITA и найдут отличных партнеров в регионе.
Фото: Ipquorum