журнал стратегия

#журнал стратегия

Чем опасна токсичная продуктивность?

Если вы постоянно заняты, испытываете стресс и не можете «отключиться» от дел, вы не одиноки. Трудоголизм или «стремление пройти лишнюю милю» любой ценой ставит под угрозу ваше здоровье, как физическое, так и психическое. Культура постоянной суеты на работе может привести к снижению производительности.

Это губительное мышление иногда трудно обнаружить, потому что переутомление часто преподносится в позитивном свете. К счастью, как только вы осознаете проблему, вы можете предпринять некоторые шаги, чтобы отказаться от токсичной продуктивности и наладить свою жизнь.

Токсичная продуктивность определяется как переутомление (или даже измождение) за счет потребности постоянно что-то делать. Вы чувствуете, что просто не можете отдохнуть. А когда вы «вынуждены» отдыхать, вы не можете отключить свой разум и наслаждаться покоем — вы постоянно беспокоитесь о том, что еще вы «должны» сделать.

По мере того, как удаленная работа становится все более распространенной, границы между работой и личной жизнью размываются, и многие дистанционные сотрудники чувствуют, будто они должны доказать, что работают. Это может привести к тому, что человеку будет трудно отставить в сторону дела и сосредоточиться на себе.

Продуктивность — это хорошо, но только если она не наносит ущерба отношениям и вашему благополучию. Когда выполнение дел становится важнее, чем полноценный сон или сольный концерт вашей дочери на фортепиано, это становится проблемой.

Исследования показывают, что токсичная продуктивность может привести к проблемам с психическим здоровьем и неспособности соблюдения баланса между трудом и отдыхом.

Результатом такого токсичного мышления обычно становится эмоциональное выгорание. Отдых необходим для хорошей продуктивности, без него качество вашей «продукции» страдает. Можете ли вы произвести что-то ценное, когда работаете как на последнем издыхании? Вряд ли.

Токсичная продуктивность также может стать стратегией избегания при решении трудных жизненных проблем. А это уже может превратиться в полномасштабный кризис.

 

Мнение российских специалистов

По словам психотерапевта и психолога сервиса «Ясно» Юлии Терешкиной, токсичная продуктивность проявляется в агрессии по отношению к себе. Человек чувствует себя слабым и неэффективным, не получает удовлетворение от своей деятельности и достижений.

Присмотритесь к себе, возможно, вы банально не замечаете за собой токсичную продуктивность. Психолог, ОРКТ-терапевт Анна Резникова делится несколькими признаками этого «недуга»:

  1. Вы часто перерабатываете, находитесь на связи 24/7 и даже в отпуске;
  2. Вы редко берете отпуск, потому что считаете, что не можете оставить работу;
  3. Постоянно тревожитесь, что о чем-то забыли или сделали что-то недостаточно хорошо;
  4. Вы редко хвалите себя и других;
  5. Вы постоянно сравниваете себя с другими и всегда не в свою пользу — находите у себя все больше минусов, чувствуете вину за то, что делаете недостаточно;
  6. Вы все меньше общаетесь с близкими и друзьями, быстро устаете и делаете почти все, в том числе и свои рабочие задачи, просто на автомате.

 

5 советов, спасающих от выгорания

 

  1. Сосредоточьтесь на том, что важно (а не только на том, что срочно)

Пытаясь все успеть, мы в конечном итоге сосредотачиваемся только на приоритетах других людей и забываем о своих собственных. Хуже того, может показаться, что вы ничего не можете с этим поделать.

Попробуйте переформулировать свой список дел так, чтобы то, что важно, не всегда совпадало с тем, что срочно. Один из способов разделить их и расставить приоритеты в ваших задачах — использовать матрицу Эйзенхауэра.

Матрица проста: на одной оси у вас есть важность, а на другой — срочность. Получаются четыре категории:

- Срочное и важное

- Не срочное, но важное

- Срочное, но не важное

- Ни срочное, ни важное

Очевидно, первый квадрант является вашим приоритетом. После этого каждый день находите время для чего-нибудь из второго квадранта. Третьего и четвертого следует избегать, так как они рискуют отнять у вас время при минимальном воздействии или вообще без него.

Так вы сможете добиться прогресса в том, что имеет значение для вас и вашей жизни, как в личном, так и профессиональном плане.

 

  1. Практикуйте профессиональную отстраненность

Возможно, это новый термин в вашем лексиконе. Тем не менее, это также одна из самых мощных вещей, которые вы можете сделать, чтобы избавиться от токсичной продуктивности и избежать эмоционального выгорания.

Термин «профессиональная отстраненность», придуманный Лори Руэттиманн, определяется как понимание того, что ваша роль на работе не является основой вашей личности.

Идея заключается в том, что вы можете быть продуктивным и целеустремленным без того, чтобы вся ваша жизнь и чувство собственного достоинства вращались вокруг вашей работы.

Как этого добиться? Начните с понимания того, что вы — это не ваша работа. Ваша карьера — это всего лишь одна из частей вашей жизни (а не вся жизнь!). Если вы упускаете что-то из виду на работе, это не отражается на ценности вашей личности.

 

  1. Запланируйте время, чтобы ничего не делать

Уделяйте некоторое время каждый день (или, если это невозможно, каждую неделю), чтобы полностью отключиться от всех дел. Вот несколько идей для времяпрепровождения:

- Отправляйтесь на прогулку по принципу «куда глаза глядят», без конечного пункта назначения

- Попробуйте медитировать

- Можно лежать в траве и смотреть на облака, наблюдать за птицами

Эти действия целенаправленно непродуктивны. Вы делаете их только ради них самих, а не для достижения какой-то более крупной цели. Со временем вы сможете противостоять постоянной потребности быть «продуктивным».

Ключевым моментом здесь также является отстранение от мира. Выключите свой телефон. Закройте ноутбук. Сними свои умные часы. Это может немного раздражать, если вы обычно на связи 24/7. Однако, как только вы привыкнете «отключаться», вам станет легче.

 

  1. Установите четкие границы между рабочим и личным временем

Восстановите баланс между работой и личной жизнью, выбрав точку отделения рабочего времени от личного. Может быть, это время на часах. Возможно, это когда ваши дети возвращаются домой из школы. Или это начало вечерних занятий в спортзале.

Что вы должны сделать? Проведите время со своей семьей, займитесь любимым хобби или немного подольше поспите. Возвращайтесь на работу отдохнувшими, а не в состоянии стресса и депрессии.

Не пренебрегайте своими границами и на работе. Установление границ с вашей командой важно для здоровой рабочей среды.

 

  1. Делайте перерывы в своем расписании

Ваш календарь, вероятно, забит собраниями и мероприятиями. Затем мы уходим с работы и сразу же погружаемся в столь же насыщенную личную жизнь.

Чтобы бороться с токсичной продуктивностью, поищите возможность дополнить свой календарь. Добавьте 10- или 15-минутные буферы-перерывы до и после собраний, чтобы у вас было время подготовиться и распаковать файлы. Насладитесь кофе-брейком или обедом.

Каким бы ни был ваш перерыв, сделайте его таким, чтобы управлять своей энергией, предотвращая переутомление и фактически повышая свою продуктивность.

Екатерина Александрова

Источник: Trello

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

TikTok собирается запустить конкурента Instagram*

 

#, , ,
экономика и бизнес

Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии

 

#, , , ,