«Честный знак» выявил 50 млн нарушений на маркетплейсах при продаже товаров в этом году

Система маркировки «Честный знак» зафиксировала более 50 млн нарушений на маркетплейсах за январь — сентябрь нынешнего года. В числе основных нарушений продажа товаров с признаками контрафакта, в «молочке» — отсутствие ветеринарно-сопроводительной документации, а также попытка продать товар, не введенный в оборот, и неприменение разрешительного режима.
Миллионы россиян уже не представляют свою жизнь без маркетплейсов, но тут можно часто наткнуться на сомнительные товары. Так за первые девять месяцев нынешнего года «Честный знак» зарегистрировал более 50 млн нарушений продаж на маркетплейсах. Данный показатель на 30% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Система маркировки обнаружила около 25 млн нарушений при продаже товаров легкой промышленности на онлайн-площадках. Далее в этом рейтинге идет молочная продукция — 12,4 млн, а на третьем месте в этом списке обувь — 7 млн. Далее идут бутилированная вода — 6,2 млн и парфюмерия — почти 700 тыс. Эти товары граждане используют каждый день.
В числе самых распространенных нарушений продажа товаров с признаками контрафакта, в «молочке» — отсутствие ветеринарно-сопроводительной документации, а также попытка продать товар, не введенный в оборот, и неприменение разрешительного режима.
«Все товарные категории, которые сегодня охвачены «Честным знаком», обязаны быть промаркированы вне зависимости от канала продаж — будь то офлайн-розница или маркетплейсы. Усилить прозрачность должна и новая регуляторика: с 1 октября 2026 года вступает в силу закон „О платформенной экономике“. Онлайн-площадки не смогут разместить карточку товара, если продавец не зарегистрирован в системе маркировки. Помимо этого, площадка будет обязана проверять наличие сертификатов, деклараций, свидетельств о госрегистрации. При их отсутствии товар не должен появиться в продаже — покупатель его просто не увидит при поиске», — заявил директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ Антон Гущанский.
Важный момент: каждая карточка товара должна получить отметку о легальности. Это свидетельствует о том, что продавец проверен, а информация о товаре есть в системе маркировки.
Стоит напомнить, что Центр развития перспективных технологий как оператор системы маркировки работает с маркетплейсами в части борьбы с нелегальной продукцией с 2023 года. Соглашения о сотрудничестве ранее были оформлены с девятью крупнейшими площадками: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress, Самокат, Купер, СберМегаМаркет, Lamoda, Почта России. Они получают сигналы о возможных нарушениях из мобильного приложения Честный ЗНАК, где пользователи могут оставить жалобу, если с товаром что-то не так. За этот и прошлые годы маркетплейсам отправлено порядка 4 тысяч обращений покупателей. В 70% случаев маркетплейсы урегулировали вопросы с продавцами, в остальных применили штрафы или заблокировали карточки товаров.
Тем временем «Честный знак» расширил контроль за оборотом товаров на рынке. Новые этапы маркировки затронут сферы растительных масел и кормов для животных, добровольный и бесплатный эксперимент стартует в удобрениях. В частности, с 1 ноября розничные магазины обязаны передавать сведения о продаже каждой бутылки масла на кассе в систему «Честный знак» – теперь отслеживаться будет в том числе реализация такой продукции. Производители и ритейл получат доступ к аналитике – смогут отслеживать средние цены по рынку, оборачиваемость товара и другие данные, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы. При этом обязательная маркировка растительных масел стартовала 1 октября 2024 года. За это время из «тени» вышли 173 новых производителя – ранее государство о них не знало, и они никак не отчитывались о своей работе.
С 1 ноября для кормов для животных заработала автоматическая сверка объемов – система «Честный знак» будет проверять данные с системой Россельхознадзора «Меркурий». Это означает, что производитель не сможет выпустить на полки больше корма, чем позволяет объем задекларированного сырья – мяса, рыбы, злаков. При расхождении более 5% система заблокирует ввод товара в оборот. Технология уже доказала пользу в молочной отрасли – там доля фальсификата сократилась с 30% до 0,01%. С 1 ноября такой же контроль начинается для кормов.
Кроме того, с 1 ноября ЦРПТ (оператор маркировки «Честный знак») начал эксперимент по маркировке удобрений для дома, сада и огорода. Участие для производителей добровольное и бесплатное. Шесть компаний-производителей будут тестировать технологию – наносить коды на упаковки, отрабатывать их считывание и учет в системе. Товары в рамках эксперимента не поступят в розницу – это техническая «репетиция» перед полноценным запуском. После завершения эксперимента 31 августа следующего года Правительство РФ установит конкретные сроки обязательной маркировки удобрений отдельным постановлением.
Фото: Freepik - Freepik
мероприятий