журнал стратегия

#журнал стратегия

Еда на колесах — как фудтраки меняют индустрию

Фудтрак — это дословно «грузовик с едой», а по факту — автомобиль или прицеп, оборудованный для приготовления, хранения и продажи готовой пищи. В США они появились еще в 19-м веке и быстро стали атрибутами любого фестиваля или мероприятия под открытым небом, но в России явление начало набирать обороты сравнительно недавно — одним из толчков послужило решение московского мэра Сергея Собянина избавить улицы от ларьков и палаток.

Однако спрос на фастфуд у людей остался, причем первопроходцы «мобильной торговли» смогли сразу предложить качественную еду с соблюдением санитарных норм.

 

 

От кофе и хот-догов — к «настоящей» еде

Различных концепций становилось все больше – кто-то покупал небольшие «каблучки» и устанавливал туда кофемашину (такие, кстати, регулярно стоят в местах, где образуются пробки, поэтому многие водители останавливаются, чтобы взять с собой бодрящего напитка), кто-то выбирал условно стационарные точки.

Расширялось и меню – к картофелю фри, бургерам и хот-догам стали добавляться фудтраки с грилем, блюдами азиатской кухни и даже… пельменями. Но, к сожалению, начинающих рестораторов, пока существует слишком много проблем, связанных с этим бизнесом.

 

 

Сложности в мобильной торговле

В первую очередь многие обжигаются на неправильном построении бизнес-плана. Берут какой-нибудь старенький фургон, а в дальнейшем выясняется, что дооборудовать его до фудтрака стоит немалых денег – промышленная кухня дорога, а все должно соответствовать принятым санитарным нормам.

Есть и бюрократические проволочки – до сих пор не определен правовой статус фудтраков и пока не ясно, каким образом законодательно регулируется их деятельность – по правилам стритфуда, мобильной торговли или стационарного общепита.

Поэтому заранее посчитать возможную выручку достаточно сложно. Просто так остановиться на улице и начать продавать еду – нельзя. Нужно договариваться с местной администрацией при существующем множестве запретов, с офисными территориями, с площадками, где проводятся различные гуляния.

Причем организаторы могут потребовать весьма внушительную сумму за право привезти свой фудтрак – например, во время Чемпионата Мира по футболу в России, ценники доходили до нескольких сотен тысяч рублей. В результате приезжали немногие, а страдали от этого в первую очередь и сами предприниматели, и болельщики.

 

 

Какие требования к фудтракам?

Все зависит от задач и бюджета, но в любом случае фудтрак должен быть оборудован кухней с зоной для приготовления пищи, системой водоснабжения, холодильниками для хранения продуктов и кассой, а внутри должно быть достаточно места для персонала. Если прицеп или фургон не оборудован генераторами, то обязательно нужна точка для подключения электричества.

Поначалу в России фудтраки никто не производил, поэтому первопроходцы привозили подержанные прицепы и фургоны из США, но сейчас у нас выпускают и прицепы различных размеров, и даже готовые павильоны. А отдельного упоминания заслуживают именно новые фудтраки на базе легкой коммерческой техники.

Да, есть и такие! Известный шеф-повар Константин Ивлев проводит конкурс «Фудтрак года», в рамках которого он выбирает лучшую концепцию ресторана на колесах. Победителю предоставляют с иголочки новый фудтрак на базе автомобиля из современного семейства «ГАЗель Next».

Приз достался основателям проекта «Кукарелук». Братья Максим и Владислав Петроченковы из Смоленска выбрали в качестве продукции блюда русской кухни – пельмени и вареники – но творчески подошли к выбору начинок, выйдя в итоге на уровень настоящих ресторанных позиций, а не классического уличного фастфуда.

Максим Петроченков: «Мы были в приятном шоке от нового фудтрака! В нем не только полностью оборудована кухня с холодильниками, но есть генераторы, которые проходит все нормы по шуму, поэтому у нас полностью автономное приготовление пищи. В жаркую погоду спасает кондиционер, а зимой мы пользуемся подогревателем Webasto. Кроме того, организаторы и администрация часто идут нам навстречу, когда узнают, что у нас не только национальная кухня, но и российский автомобиль. Это первый наш фудтрак, и мы намерены продолжать сотрудничество с ГАЗом».

 

 

 

Какие еще преимущества у фудтрака на платформе «ГАЗель Next»

В ходе эксплуатации братья Петроченковы отмечают тяговитый и экономичный турбодизель объемом 2,8 литра обеспечивает фудтраку внушительных габаритов хорошую динамику. Отдельно отмечают круиз-контроль – в Смоленске у них фиксированная торговая точка, но часто приходится выезжать на мероприятия не только в своем регионе, но и ездить далеко по трассам.

Автомобиль полностью укомплектован оборудованием, необходимым для работы в формате передвижного ресторана: холодильными столами, фритюрницей, угольной и СВЧ-печами, жарочной поверхностью, кофемашиной, тостером и вытяжкой. Бесперебойную работу в любых условиях обеспечивают автономные системы электроснабжения и отопления. Кухня заранее спроектирована в кузов «ГАЗели Next», поэтому расположение всей техники подобрано оптимально.

Немаловажно, что фудтрак ГАЗ полностью сертифицирован, поэтому не будет никаких проблем при постановке автомобиля на учет в ГИБДД и при его дальнейшей эксплуатации. Чтобы облегчить финансовую нагрузку и не выводить оборотные средства, можно воспользоваться фирменными предложениями по кредиту или лизингу, а избежать непредвиденных расходов помогут заводская гарантия, программа помощи на дорогах и система GAZ Connect – она позволяет вести удаленный контроль за автомобилем и быть на связи с дилером.

 

 

Сможет ли это стимулировать рынок?

Безусловно, появление российских решений фудтраков на автомобильных платформах подталкивает бизнесменов в эту сторону. Не нужно искать подержанную машину или переоборудовать изначально неподходящий вариант – можно сразу выбрать то, что интересует, гибко сконфигурировать заказ под себя и зафиксировать стоимость.

Кроме того, рынок до сих пор далек от насыщения, что дополнительно привлекает людей, желающих создать собственный интересный проект в сфере питания на колесах. И чем больше будет запросов от бизнеса в Правительство, тем быстрее наступят изменения и в сфере законодательства – а, значит, направление продолжит развиваться!

Фото: Unsplash

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Повышать нельзя остановиться. Как эксперты расценивают рост ключевой ставки ЦБ

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Минфин предлагает ввести налоговую «автоупрощенку» по всей стране

 

#, , ,